Большинство автолюбителей сталкивались с появлением ржавчины на кузове машины. Мы не предлагаем вам очередной ТОП лайфхаков по избавлению от этой действительно серьёзной напасти. В условиях достаточно сурового климата в большинстве регионов России популярные советы, часто мелькающие в Сети, просто не работают.
Лучшей защитой от разрушительной силы коррозии станет грамотно организованная профилактика её появления. Это именно тот случай, когда легче предотвратить беду, нежели потом бороться с её последствиями. На мерах профилактики остановимся подробнее, но для начала разберёмся, из-за чего, собственно, наши автомобили атакуют «жучки и рыжики», где они любят обитать, насколько они опасны и как можно избежать знакомства с ними.
Почему появляется ржавчина?
Причин появления автомобильных «рыжиков» несколько:
- постоянный контакт кузова с водой, что весьма актуально в условиях нашего влажного климата;
- агрессивное действие реагентов, активно оседающих на корпусе машины минимум три месяца в году;
- мельчайшие сколы и повреждения лакокрасочного покрытия, которых в условиях легендарных российских дорог, к сожалению, не избежать.
Основные локации
Непрошенные «ржавые гости» охотнее всего заселяют днище, нижние дверные кромки, порожки и арки над колёсами. Здесь из-за более частого контакта с влагой и реагентами износ покрытия наступает быстрее, объём его заметно выше, да и заметить участки коррозионного поражения сложнее. Встречаются «рыжики» и на капоте автомобиля, стойках лобового стекла, кромке крыши и на поверхности крыльев. В этой локации доступ к незащищённому краской металлу у ржавчины появляется благодаря сколам и царапинам, а также повреждению поверхности песком, льдинками и прочими абразивными частицами, врезающимися в автомобиль с сильным потоком воздуха. Ещё одним излюбленным местом коррозии признаётся крышка багажника, часто теряющая целостность покрытия из-за неаккуратного открывания или извлечения грузов.
Впрочем, ржавчина может выбрать и любой другой участок кузова, особенно если на нём когда-то проводились покрасочные работы. Всё дело в том, что многие мастера недобросовестно выполняют свою работу, не до конца удаляя признаки коррозии с поверхностей перед их шпатлёвкой или окрашиванием. Новые слои краски, по сути, лишь на продолжительное время маскируют старые следы «жучков», перекрывая их. Со временем на обновлённых участках кузова они начинают вздыбливаться и отходить пластами. Поверхность металла под облетевшей краской оказывается уже полностью поражённой ржавчиной.
Насколько опасна коррозия деталей автомобиля?
Вследствие коррозии металл утрачивает свою изначальную структуру, становясь менее жёстким и упругим. Глубоко проникнувшая в каркас кузова ржавчина приводит к появлению в нём трещин. Из-за них в момент аварии, например, автомобиль не сможет обеспечить должную защиту находящимся в нём людям. В особо запущенных случаях из-за коррозии тот или иной участок кузова может в буквальном смысле превратиться в решето.
Страдает из-за ржавчины и внешний вид машины. Неровная поверхность покрытия, ярко-рыжие пятна, поднявшаяся пузырём краска, зазубрины и «бородавки» не добавляют ей красоты и представительности.
Методы борьбы с «жучками и рыжиками»
Специалисты рекомендуют при обнаружении на своём автомобиле следов поражения ржавчиной как можно быстрее приступать к их уничтожению. Методов борьбы с неприятностью два – механический и химический. Кратко обозначим смысл каждого из них.
Механический метод подразумевает очистку поверхности кузова от «жучков» до чистого металла, её грунтовку, шпатлёвку и последующее окрашивание. Такие работы особенно актуальны, когда ржавчина въелась достаточно глубоко.
Химический метод – обработка поражённых участков кузова специальными составами (преобразователи ржавчины и антикоррозийные средства). Его применяют в тех случаях, когда механическая чистка металла недоступна или неудобна. Для того, чтобы остановить свой выбор на том или ином методе избавления от ржавчины, нужно провести диагностику коррозийных повреждений, выяснить их характер, масштаб и глубину.
Профилактика – лучшая защита
Однако, самой лучшей защитой от «жучков и рыжиков» остаётся профилактика их появления. Снизить риск возникновения коррозии на кузове автомобиля поможет:
- организация стоянки в сухом, хорошо вентилируемом помещении, в идеале – отапливаемом гараже (особенно актуально это в холодное время года). Здесь машина будет защищена от осадков. Налипшая на колёса и под крылья снежная каша в тёплом гараже быстро тает, кузов успевает просохнуть;
- регулярная мойка автомобиля. Даже в зимние холода стоит раз в 2 недели качественно очищать свою ласточку от «таблицы Менделеева», которой дорожные службы обильно посыпают трассы. Старайтесь не экономить, просто сбивая грязь струёй воды. Введите за правило использование «автошампуня». Особое внимание во время мойки уделяйте колёсам и аркам над ними, деталям подвески и, конечно, днищу;
- периодический осмотр чистой машины. Отслеживать нужно появление не только «рыжиков», но и свежих сколов, царапин на кузове. При их обнаружении следует оперативно принять меры по защите металла;
- своевременная очистка дренажных отверстий. Если сливы попросту забиты грязью, то отвод остатков влаги из самых труднодоступных мест кузова будет невозможен. Скопившаяся вода при продолжительном контакте с металлом неизбежно вступит с ним в реакцию;
- установка барьерной защиты. Основной задачей подкрылок, «фартуков», барьеров для порогов и стоек является отведение от корпуса автомобиля элементов (не всегда мелких), способных вызвать механические повреждения лакокрасочного покрытия;
- дополнительная обработка специальным антикоррозийным составом стыков, полостей в дверях, крыльях и порогах автомобиля, а также всех имеющихся на поверхности корпуса сварочных швов;
- мягкая и глубокая полировка кузова. Первую рекомендовано проводить в межсезонье, в идеале два раза в год. Более серьёзную полировку, подразумевающую снятие верхнего лакового слоя абразивными составами или «шкуркой», обычно проводят не чаще 3 раз за весь срок службы автомобиля;
- использование защитной плёнки. Её наклеивают на отдельные участки кузова или же «закатывают» в неё весь автомобиль. Главным предназначением плёнки служит защита лакокрасочного покрытия от повреждения гравием;
- установка электрохимической защиты. Метод подразумевает установку в самых проблемных участках специальных пластин с электроотрицательностью, заметно превышающей этот показатель у кузовного металла. Так называемыми «жертвенными протекторами» чаще всего выступают медные, цинковые и алюминиевые аноды или же катоды из графита и магнетита. Аноды требуют проводного подключения к сети автомобиля, катоды работают без напряжения. Пластины, вне зависимости от материала-основы, буквально притягивают к себе «рыжиков», активно запуская на своей поверхности процессы окисления. Один протектор способен уберечь от ржавчины участок кузова площадью примерно 50 квадратных сантиметров. Предполагается, что в целом на кузове стоит разместить около тридцати пластин. Причём после установки необходимо периодически проверять их состояние и заменять окислившиеся протекторы новыми.
Заключение
Ржавчина на кузове автомобиля появляется из-за длительного контакта металла с влагой и реагентами. Наиболее подвержены коррозии участки с повреждённым лакокрасочным покрытием и труднодоступные участки, на которых соседство с агрессивной средой долго оказывается незамеченным.
Игнорировать «жучков и рыжиков» нельзя, ведь металл в местах их появления заметно меняет свою структуру, становится хрупким и ломким.
При широком разнообразии способов борьбы со ржавчиной, большое значение имеет вовремя проводимая профилактика её появления. Именно она позволяет заметно продлить срок эффективной и безопасной эксплуатации вашего автомобиля в непростых дорожных и климатических условиях нашей страны.