Многие автолюбители, подыскивая себе «железного коня» на вторичном рынке, максимум внимания уделяют проверке его технического состояния. Тщательно измеряется толщина лакокрасочного покрытия, выискиваются скрытые участки коррозии на кузове, по базам данных «пробивается» истинное число бывших владельцев авто, по разным признакам угадывается, сколько раз машина побывала в авариях. При этом из виду упускается действительно важный фактор – актуальный юридический статус приглянувшегося автомобиля, а если точнее, наличие у него бессрочного запрета на регистрационные действия.
Сегодня расскажем, что такое «вечный учёт», обозначим его плюсы и минусы, а также разъясним, чем он отличается от стандартного наложения ограничений на машину.
Что это такое?
Устоявшийся в народе, но не в нормативно-правовых актах, термин «вечный учёт» подразумевает, что автомобиль по каким-либо причинам нельзя снять с регистрации или же перерегистрировать на другого человека. Бессрочный запрет на проведение любых регистрационных действий в отношении транспортного средства означает, что право собственности на него навсегда останется за нынешним владельцем.
Оснований для постановки машины на «вечный учёт» несколько, и все они достаточно серьёзные:
- транспортное средство или же его госномер объявлены в розыск;
- несоответствие регистрационных данных, а также самой конструкции авто тем сведениям, которые изначально указаны в техническом паспорте машины. Исключение составляют лишь случаи, когда информация об изменении конструкции или же редактировании данных внесена в ПТС официально в ГАИ. Подобное нарушение часто обнаруживается у машин, ввезённых из-за границы в полностью разобранном виде и самостоятельно собранных на территории нашей страны. Создатели таких «конструкторов» подчас допускают замену промаркированного основного компонента авто (будь то кузов, рама или кабина) на аналогичный, но без маркировки или же с маркировкой, принадлежащей по документам другому транспортному средству
- невозможность идентификации ТС вследствие намеренного изменения, подделки, уничтожения или сокрытия оригинального идентификационного номера (VIN). Если во время технического осмотра инспектору не удаётся распознать хотя бы один символ в вин-коде, машине предварительно отказывают в перерегистрации. При этом причина повреждения символа оказывается совершенно не важна. На автовладельца заводится уголовное дело по подозрению в фальсификации, назначается проведение криминалистической экспертизы машины, в ожидании которой пользоваться ТС запрещено. Если в ходе исследования будет выявлено, что VIN перебит или изменён намеренно, машину однозначно поставят на “вечный учёт”, а владельцу может быть вменено обвинение по ст. 326 УК РФ. Свою непричастность к преступлению ему придётся доказывать в суде. Если же экспертиза покажет, что изначальный идентификационный номер не менялся, у автолюбителя появится возможность выполнить повторную VIN-маркировку компонентов ТС. Сведения о ней будут внесены в паспорт машины и свидетельство о её регистрации. Данная мера в дальнейшем позволит пользоваться машиной без каких-либо ограничений, в том числе и в плане проведения по отношению к ней любых регистрационных действий.
Особенности
Нужно различать постановку автомобиля на «вечный учёт» и наложение на ТС временных ограничений на регистрационные действия. Последняя процедура часто инициируется, например, судебными приставами при обнаружении у автовладельца невыплаченных задолженностей (кредитов, алиментов и пр.). Принципиально важным здесь является то, что хозяину машины не просто запрещают продавать или дарить ТС до погашения им указанного долга. На время разбирательств водитель лишается самой возможности пользоваться авто. Транспортное средство находится буквально под арестом, на время которого его отгоняют на штрафстоянку. После уплаты долга все ограничения снимаются, машина возвращается в полноправное владение хозяина. И теперь уже он волен решать, что с ней делать – дарить, продавать или пользоваться самому.
Собственник транспортного средства, находящегося на «вечном учёте», имеет право эксплуатировать машину без каких-либо ограничений как на территории России, так и за её пределами. Он может приобрести страховку на автомобиль, а также оформить на него генеральную доверенность третьим лицам. А вот продавать или дарить ТС ему, в соответствии с ФЗ №283 от 03.08.2018, строго запрещено.
Постановка на «вечный учёт» может быть инициирована как Госавтоинспекцией, так и самим собственником. Последнее чаще всего происходит в случае кражи автомобиля.
Проверить, какие регистрационные ограничения наложены на машину, можно на официальном сайте ГАИ. Для получения информации достаточно зайти в раздел «Проверка автомобилей» и ввести в строку поиска VIN-код или же госномер ТС.
Продажа
Официально продажа машины, стоящей на «вечном учёте» запрещена. Однако, вариант передачи авто третьему лицу всё же существует: на покупателя просто выписывается генеральная доверенность. Договор купли-продажи составляется с открытой датой, однако, как таковой юридической силы он не имеет. Покупатель вписывается в ОСАГО. При этом по факту само транспортное средство остаётся, как и прежде, в собственности продавца.
Стоимость оформления доверенности составляет порядка 500 рублей. Если документ выписывается в отношении детей, супруги/супруга, родных сестёр/братьев или же родителей автовладельца, стоимость услуги будет вдвое ниже. Покупателю не обязательно возить доверенность на машину с собой. На руках достаточно иметь собственное водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО, в котором он вписан в качестве водителя. Кстати, многие страховые компании готовы перезаключить договор обслуживания с «новым владельцем» авто, а правильнее сказать, с фактическим его пользователем. В случае попадания в аварию причитающиеся выплаты, согласно новой страховки, будет получать уже покупатель машины.
Генеральную доверенность на управление автомобилем необходимо предъявлять в следующих ситуациях:
- при оформлении нового страхового договора,
- при прохождении технического осмотра, если машина попадает в категорию ТС, для которых эта процедура является обязательной;
- в ситуации, когда авто необходимо забрать со штрафстоянки.
Чисто технически лицо, на которое оформлена генеральная доверенность, может даже попробовать «перепродать» машину дальше, естественно, с привлечением к совершению сделки первоначального и единственного её владельца. В этом случае машину просто передоверят другому лицу.
Плюсы и минусы
Для владельца
К плюсам бессрочной регистрации машины относится возможность полноценно эксплуатировать её на территории РФ, выезжать за границу, беспрепятственно передавать её по доверенности третьим лицам и даже оставлять в залог при получении займа. На такой автомобиль можно оформить страховку, а затем при возникновения страховых случаев получить все причитающиеся выплаты в полном объёме. Машину нельзя только продать и подарить кому бы то ни было.
Главный минус для фактического владельца ТС, поставленного на «вечный учёт», – получение «писем счастья» из ГАИ и оплата штрафов, необходимость предоставления доказательств собственной невиновности в случае ДТП и, тем более, при скрытии с места происшествия покупателя, а также необходимость ежегодно оплачивать транспортный налог.
При этом вопрос оплаты штрафов решить всё же можно. Покупателю достаточно скачать приложение, которое показывает штрафы по номеру авто и СТС. Через него человек, управлявший авто и совершивший правонарушение, может без каких-либо затруднений оплатить выписанный штраф самостоятельно, не привлекая к процедуре фактического владельца машины.
Для покупателя
Огромным и, к сожалению, единственным преимуществом покупки авто на «вечном учёте» является очевидная дешевизна машины. Чтобы поскорее избавится от неё, владелец готов назначать цену в 1,5-2 раза ниже среднерыночной.
А вот минусов и рисков для покупателя куда больше. Прежде всего, прошлое автомобиля может оказаться не таким безупречным, как о нём отзывался продавец. Нередки случаи, когда такие машины числятся просто угнанными.
Велика вероятность, позарившись на дешевизну, стать владельцем не совсем безопасного в техническом плане «автоконструктора». Чтобы обойти официальную и для многих неподъёмную растаможку, продавцы ввозят машины в Россию буквально частями, а уже на месте собирают их собственными силами. В отличие от официальных автозаводов, делается это в кустарных условиях. Машина, конечно, оказывается на ходу, но судить о её безопасности не всегда представляется возможным.
Ну и главный риск – при желании фактический владелец машины всегда может вернуть транспортное средство себе. Никакие доверенности, расписки о получении за неё денег и прочие доказательства совершённой сделки купли-продажи ему в этом не помешают. Ведь именно он по закону является единственным, а главное, неизменным владельцем данного движимого имущества, стоящего на «вечном учёте». Денежные средства, пусть и до копейки прописанные в договоре купли-продажи, вернуть также будет достаточно проблематично, ведь сама сделка является изначально незаконной. А вот отозвать доверенность не составит особого труда.
Решаясь на приобретение машины с обозначенными ограничениями, следует учитывать и ещё одно возможное непредвиденное обстоятельство. Если владелец машины, стоящей на «вечном учёте», почил, транспортное средство, согласно общему порядку наследования, переходит к новым владельцам в своём прежнем статусе. Соответственно, все наложенные на авто обременения сохраняют свою силу. Если к моменту смерти владельца машина была кому-то «продана», покупатель обязан переоформить доверенность на неё с уже новыми официальными владельцами авто. Захотят ли они этим заниматься или предпочтут оставить ТС себе по закону – вопрос открытый.
Снятие машины с регистрации
Если собственник хочет официально избавиться от машины, находящейся на «вечном учёте», у него есть только два выхода:
- списать авто в утиль;
- разобрать машину на запчасти и уже после этого продать их.
Для утилизации авто собственнику требуется обратиться в организацию, которая занимается данным видом деятельности легально, и заключить с ней договор на оказание услуг. После уничтожения ТС автолюбитель получает на руки справку о проведённой процедуре. Её вкупе с заявлением установленного образца, ПТС, правоподтверждающим документом и собственным паспортом нужно предоставить в ближайшее отделение ГАИ. И только после этого автомобиль будет официально снят с регистрации.
Если владелец не знает, где находится его автомобиль, он может объявить его в розыск с дальнейшей утилизацией. В принципе, подать подобное заявление в полицию он может и в том случае, если совсем недавно самостоятельно «продал» машину третьему лицу. В данной ситуации покупатель окажется в полном проигрыше: на него заведут уголовное дело об угоне автомобиля, машину вполне законно конфискуют для утилизации, а денег за неё обратно с предприимчивого, хоть и непорядочного продавца получить не удастся, так как договор купли-продажи ТС на «вечном учёте» изначально является недействительным.
Краткие выводы
Постановка машина на «вечный учёт», исключающая возможность снятия с регистрации или перерегистрации ТС на другое лицо, не сильно осложняет жизнь автовладельца. Он может полноценно эксплуатировать машину в России и за рубежом, приобретая на неё страховку.
Трудности и риски могут возникнуть в том случае, если будет решено продать такой автомобиль. Законодательно проведение подобной сделки запрещено. Поэтому придётся оформить на машину генеральную доверенность. В этой ситуации проблемы могут коснуться как продавца, так и покупателя. Первому придётся, как и прежде, платить налоги и штрафы, при необходимости доказывать непричастность к ДТП. А второму стоит хорошо подумать, готов ли он обслуживать машину, вкладываться в неё, но при этом никогда не стать фактическим владельцем, уверен ли он в человеке, предлагающем оформить на ТС генеральную доверенность, может ли кто-то поручиться за порядочность продавца? Если эти вопросы не находят однозначного ответа, есть смысл повременить с покупкой, даже если предложение кажется очень выгодным.