Каждый автолюбитель стремится улучшить управляемость своей машины, увеличить её устойчивость на дороге во время движения. Одним из действенных способов достичь этого является регулярно проводимая отстройка развал-схождения. Опытные автомобилисты знают, как важно уделять должное внимание корректировке положения колёс относительно друг друга и плоскости дорожного покрытия. Сегодня мы объясним, в чём суть этой процедуры, по каким признакам можно понять, что время для её проведения уже настало, а также выявим различия между развал-схождением и балансировкой.
Что такое развал-схождение?
Углы установки колёс машины, только что сошедшей с конвейера, отрегулированы в строгом соответствии со строго заданными заводскими параметрами. Эксплуатация автомобиля особенно в условиях суровых российских дорог приводит к естественному износу элементов подвески, а потому и возникает отклонение параметров от «нормы».
Развал-схождение (в профессиональной среде часто используют понятие «сход-развал») представляет собой процедуру по корректировке положения колёс автомобиля. В ней выделяют три основных этапа – отстраивание значений развала и схождения колёс относительно кузова, а также выправление кастера.
Развал
Развалом называют угол наклона автомобильных колёс по отношению к дороге. Их положение при отрицательном развале внешне напоминает «домик». Минусовой развал обеспечивает более комфортный и уверенный заход машины в повороты. Однако, он же способствует и быстрому износу внутренней части шин. Положительный угол развала предполагает наклон верхней части колёс наружу относительно их нижней части. Допустимыми значениями угла развала передних колёс считаются 0,15-0,40°, для задних эти показания не должны превышать 0,40-1,0°.
Схождение
Схождением называют сумму углов между продольной осью автомобиля и плоскостью, которую можно провести через центры колёс. Положительное схождение наблюдается в том случае, когда плоскости вращения колёс будто бы устремляются навстречу друг другу, пересекаясь впереди автомобиля. Если же плоскости расходятся друг от друга, то схождение признаётся отрицательным.
Средние значения углов схождения для машин с разным типом привода различаются. Для переднеприводных этот показатель варьируется в диапазоне 0±10°, для заднеприводных - +15°±10°. Специалисты автосервисов допускают отклонения схождения в пределах ±5°.
Кастер (кастор)
Кастером называют угол продольного наклона. Он образуется между заданной вертикальной осью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. По сути, именно этот показатель даёт нам представление, насколько колесо отклонено по отношению к стойке амортизатора. Кастер может быть не только отрицательным и положительным, но и нулевым. Зависит это от того, куда именно отклонена ось поворота относительно направления движения машины. Если она отклонена назад, то угол продольного наклона признаётся положительным, если вперёд – то отрицательным. Если ось строго перпендикулярна направлению движения, то кастор является нулевым. Показатели кастера могут меняться под воздействием веса груза, находящегося внутри багажника машины. Варьирование углов для правых и левых колёс автомобиля допускается в пределах 0,15-0,40°.
Для чего нужна регулировка?
С помощью регулировки углов установки колёс (РУУК) удаётся заметно улучшить управляемость автомобиля. Если все параметры выставленыверно, то при возникновении внештатной ситуации на дороге водитель может без проблем изменить траекторию движения машины, преодолеть даже сложный поворот, избежав дополнительного скольжения и заноса. А сразу после выравнивания руля машина будет вести себя максимально адекватно. Перечисленные факторы напрямую отражаются на безопасности движения в целом.
Чем характеризуется неправильный развал-схождение?
Необходимость оперативной корректировки развал-схождения подтверждается наличием следующих признаков:
- нарушение траектории движения машины;
- нарушение общей курсовой устойчивости;
- постоянные, казалось бы, беспричинные заносы кузова, пробуксовка;
- заметное сдвигание руля в стороны даже при прямолинейном движении;
- биение и вибрация в руле, особенно при передвижении по неровной дороге;
- необходимость прикладывать большее усилие при повороте руля («тугой руль»);
- повышенный расход топлива, что наиболее ощутимо у коммерческого транспорта;
- быстрый износ и даже разрыв шин;
- неравномерное истирание протектора резины;
- шум от покрышек во время движения и ускорения;
- визг колёс на поворотах за счёт недостаточно плотного их соприкосновения с асфальтом;
- повреждение покрышек.
Причины сбивания углов
Часто нарушению углов предшествует езда по разбитому дорожному покрытию или же сильный удар колеса при попадании его в яму. Настройки углов сбиваются при естественном износе деталей подвески. Геометрия колёс может измениться также после проведения ремонта и настройки компонентов ходовой части автомобиля (замены шаровых опор и рулевой тяги, установки новых сайлентблоков, а также настраивании работы пружин, амортизаторов и рулевой рейки).
Как часто проводить регулировку?
Регулировку углов стоит делать не только при наличии явных нарушений в работе ходовой части автомобиля. Процедуру рекомендуют проводить регулярно, через каждый 15-20 тысяч пройденных километров. Обязательной процедура признаётся после установки новых дисков. Кроме того, не лишним будет отрегулировать углы установки колёс и при замене летней резины на зимнюю или старых шин на новые. Особенно актуальной эта процедура становится в случае, если плечо обката, т.е. расстояние между центром пятна контакта колеса и осью его поворота на дороге, заметно поменялось.
Последовательность процедуры
Регулировку выполняют на специальных стендах, оснащённых лазерными или оптическими измерителями. Компьютер считывает показатели датчиков, данные выводятся на монитор. Используя их, мастер имеет возможность провести процедуру максимально быстро и точно.
Перед корректировкой развал-схождения специалист сервиса должен провести тщательную диагностику ходовой части автомобиля, проверить давление во всех шинах. Далее начинается проверка углов на стенде. Порядок действий здесь следующий:
- Автомобиль загоняется на стенд, к каждому колесу присоединяется специальный адаптер-мишень;
- Для определения положения шин относительно кузова машина прокатывается вперёд;
- На основе полученных данных специалист приступает к настройке. Первым регулируется кастер. Процедура проводится за счёт узлов, встроенных непосредственно в подвеску. Следующим этапом становится регулировка развала, а затем уже и схождения. Кстати, в современных автомобилях не всегда получается поменять значения развала и кастера. Настройка их проводится непосредственно при выпуске авто, а коррекция допустима лишь для показателей схождения.
Проводить регулировку можно и своими силами. Однако, в условиях обычного гаража сделать это достаточно сложно. Достичь необходимой точности процедуры без наличия хотя бы специальной телескопической линейки не удастся. Сложно судить, насколько эффективной будет такая регулировка развал-схождения «на глаз».
Чем развал-схождение отличается от балансировки?
Очень часто корректировку развал-схождения называют балансировкой, что в корне неверно. Изменение настроек подвески при РУУК позволяет грамотно выставить углы в двух плоскостях и обеспечивает колёсам геометрически правильное положение. Непосредственно же балансировка подразумевает работы по компенсации неравномерности веса колёсного диска и самой резины. Проще говоря, благодаря проводимому на специальном стенде «навешиванию грузиков», центр тяжести колеса смещают непосредственно в его центр. Балансировка помогает уравновесить колесо относительно оси своего вращения как по вертикали, так и по горизонтали.
Именно от балансировки во многом зависит комфорт движения, отсутствие вибраций и биения колёс при перемещении даже по ровной дорожной поверхности. Опасность вибрации заключается в утрате стабильности пятна контакта колеса с дорожным покрытием. Из-за этого резко снижается сила и качество сцепления автомобиля с дорогой, заметно увеличивается тормозной путь. Водитель в буквальном смысле теряет контроль над машиной во время скоростного движения. Игнорирование данной процедуры ведёт к порче элементов подвески и рулевого управления, а также быстрому изнашиванию шин.
Очень часто выполнение РУУК и балансировку стараются совмещать. Многие специалисты считают, что процедуру балансировки стоит проводить непосредственно перед развал-схождением.
Что случится, если пренебрегать развал-схождением?
Если периодически не проводить корректировку расположения колёс по отношению к кузову, то совсем скоро во время езды будет наблюдаться:
- потеря контроля над управлением машины. Касается это не только преодоления поворотов, но и движения по прямой;
- отсутствие привычной манёвренности;
- снижение срока эксплуатации элементов подвески из-за увеличенных нагрузок.
Чем дольше игнорировать проведение РУУК, тем серьёзнее и неприятнее могут быть последствия. Придётся восстанавливать целостность элементов ходовой части автомобиля, да и безопасность движения автомобиля сильно ухудшится. При сильно сбитых углах установки колёс сложнее держать руль в нужном положении, труднее корректировать курс движения машины. А значит, с каждой поездкой риск попадания в ДТП неуклонно растёт. Экономия на своевременном посещении сервиса может привести к настоящей трагедии, ведь плохо управляемый автомобиль – реальная опасность для каждого участника дорожного движения.