Новый год встретил автомобилистов повышением штрафов за бОльшую часть дорожных правонарушений. Федеральный закон № 490-ФЗ от 26.12.2024 уже вступил в силу. Суммы, которые придётся внести в госказну за самые распространённые (но не самые безобидные) нарушения ПДД, выросли в среднем в полтора раза.
Объясним на примерах:
- игнорирование ремней безопасности, согласно нынешним поправкам в Закон, стоит 1 500 рублей (вместо 1 000);
- превышение скорости на 20-40 км/ч обойдётся водителю в 750 рублей (вместо 500), на 40-60 км/ч – в 1 500-2 500 рублей (вместо прежних 1 000-1 500);
- причинение лёгкого вреда здоровью вследствие нарушения ПДД карается штрафом 3 750-7 500 рублей, платой за причинение тяжкого вреда станет сумма от 15 000 до 37 500 рублей. Раньше бы штраф за подобные действия составил 2 500-5 000 и 10 000-25 000 рублей соответственно;
- пьяная езда и отказ от медосвидетельствования, обязательного при задержании в подобной ситуации, а также передача управления ТС нетрезвому водителю грозит автолюбителю штрафом 45 000 рублей (вместо 30 000).
Новые штрафы
Реальная административная ответственность (штраф 10 000 рублей) теперь грозит водителям при повторном нарушении требований знаков и разметки, запрещающих движение грузовых автомобилей. Действует эта мера повсеместно, а не только на территории столицы и Санкт-Петербурга.
Заплатить рублём (от 3 000 до 5 000) придётся и автовладельцам, которых повторно задержали за управление машиной без оформленного полиса ОСАГО. В прошлом году езда без полиса в принципе являлась основанием для наложения штрафа в размере 800 рублей. При оперативной оплате лишиться можно было всего лишь 400 рублей. По мнению законодателей, именно малый размер штрафа во многом демотивировал водителей заниматься оформлением страхового документа. С заметным ужесточением «денежного наказания» приобрести годовой полис ОСАГО станет выгоднее, нежели постоянно платить существенные штрафы за его отсутствие.
Сроки и скидки
Изменения коснулись и срока льготной уплаты штрафов. Теперь он составляет 30 дней, хотя в прошлом году пополнить в казну государства со скидкой можно было в течение 20 дней. Впрочем, размер самой «скидки» от государства снизился с 50% до 20%.
Куда расходуются средства?
На сегодняшний день все деньги, которые получает государство в виде штрафов за нарушение ПДД, направляются в региональный бюджет того субъекта (города или области), где правонарушение и произошло. В идеале они расходуются на следующие цели:
- улучшение/создание дорожной инфраструктуры;
- совершенствование системы разметки и светофоров;
- поддержку программ по повышению безопасности движения.
Звучит весьма логично и справедливо. Однако, в ближайшее время подобная практика скорее всего изменится. В казну региона планируется направлять только 75% доходов от штрафов. Четверть полученных от нарушителей средств будут уходить уже в федеральный бюджет.
Вместо заключения
По мнению законодателей, повышение размеров штрафов должно способствовать повышению дисциплины российских водителей. Им станет выгодно быть более внимательными и аккуратными за рулём. Как результат – количество дорожных правонарушений начнёт сокращаться.
Однако, многие эксперты предполагают, что резко меньше неприятных и даже опасных ситуаций на дороге не станет. Злостные автонарушители со временем просто адаптируются к высоким штрафам, свыкнутся с перспективой и дальнейшего их роста.
Реальными мерами по увеличению безопасности дорожного движения большинство автолюбителей признаёт совершенствование дорожной инфраструктуры на всех этапах её формирования и активное внедрение образовательных инициатив в массы. Осуществить подобное на местах всегда куда сложнее, чем просто увеличить размер взимаемых штрафов. И отток средств в федеральный бюджет лишь усугубит проблему.
Важное дополнение про автоштрафы:
Автовладельцам, регистрирующим ТС после 1 января 2025 году, нужно следить за наличием на номерных знаках триколора. Его отсутствие теперь является основанием для выписывания штрафа в 500 рублей. Эта же мера будет применена и к тем, кто при оформлении в наступившем году дубликатов номеров в аккредитованной фирме, допустит использование в них жирного шрифта. При этом подгонять под новые стандарты номерные таблички, выданные ранее 2025 года, не требуется.