Технические жидкости позволяют механизмам и рабочим узлам автомобиля эффективно реализовывать свой функционал. Каких-либо специальных, исключительно зимних средств этой категории выделить нельзя, все они изначально предназначены для круглогодичного использования. Однако, универсальных составов практически не существует. Для летнего и зимнего сезона производители продумывают выпуск жидкостей, технические характеристики которых в той или иной мере разнятся.
Сегодня расскажем, какие именно тех.жидкости следует проверить в автомобиле в преддверии зимы, почему это так важно, какие из составов стоит сменить полностью, а какие будет достаточно просто долить до требуемого уровня.
Моторное масло
Выпускаемые сегодня моторные масла считаются всесезонными. В подтверждение этому многие производители прописывают в инструкции по эксплуатации авто, что ежегодная замена смазки с более густой летней на менее вязкую зимнюю является просто избыточной. Однако, если в вашем регионе контраст летних и зимних температур выражен очень сильно, то подбор масла согласно градации вязкости более, чем логичен и обоснован.
Летом стоит отдавать предпочтение густым и более вязким составам, отлично защищающим детали узла от износа. Зимой специалисты советуют воспользоваться маловязкими моторными маслам типа 5W-30 или OW-40, заметно облегчающими холодный запуск. С ними двигатель в условиях низких температур эффективнее справится с повышенными нагрузками.
Напомним, что уровень масла рекомендуется замерять минимум раз в месяц. В идеале его должно оставаться в бачке не менее литра. Обновлять или дополнять масло стоит исключительно тем же составом, что был залит при техническом обслуживании машины. Почитать более развёрнутую информацию о моторном масле, логике его маркировки и правилах подбора можно в нашей статье.
Трансмиссионное масло
Масла, обслуживающие механизмы трансмиссионного узла, достаточно часто позиционируются производителями как универсальные. При этом на деле разница функционала составов с той или иной вязкостью оказывается очевидной. Вязкие составы (80W и 85W) совершенно не терпят мороза. Как только столбик термометра опускается ниже ноля, такое масло превращается в субстанцию, больше напоминающую мёд. Со своей задачей подобный состав справляться уже не может, скольжение частей механизмов относительно друг друга затрудняется, а динамика движения автомобиля резко снижается. Как результат – в разы подскакивают показатели расхода топлива. Именно поэтому с наступлением холодов рекомендовано переводить машину на более текучие (75W) трансмиссионные масла, которые в летний период не во всех редукторах работают корректно.
Если же озадачиваться подбором сезонного трансмиссионного масла не хочется, можно отдать предпочтение изначально более дорогим синтетическим составам, которые обладают расширенным диапазоном рабочих температур.
Жидкость для коробки «автомат»
АКПП хоть и является частью трансмиссии, обслуживается не составами, описанными выше, а специальной жидкостью Automatic Transmission Fluid (ATF). Имеющие синтетическую основу ATF адекватно работают как в тёплое время года, так и при сильных морозах (вплоть до -45 °С). Однако, перед наступлением холодов особенно важно отслеживать фактическое состояние данной всесезонной жидкости. Ведь состав, загрязнённый продуктами износа, не может обеспечить коробке переключения передач должной защиты. А потому выработавшую свой ресурс ATF лучше заменить ещё до того, как машина начнёт испытывать характерные для зимы повышенные нагрузки.
Жидкость гидроусилителя руля
Владельцам автомобилей, оснащённых классическим гидравлическим усилителем руля, рекомендуется заглянуть в бачок насоса перед началом холодного сезона. Если рабочего объёма недостаточно (меньше 0,25 литра), или же качество жидкости даже визуально оставляет желать лучшего, её рекомендуется обновить. Причём правильнее заменить техническую жидкость полностью, так как смешивать средства с разными составами крайне не рекомендуется.
Антифриз
Как бы странно это не звучало, но антифриз, техническая жидкость, не дающая двигателю перегреваться из-за нагрузок и не допускающая замерзания системы охлаждения машины, сама на морозе легко может замёрзнуть. Происходит это в том случае, если в продолжении летнего периода в радиатор часто и много доливали дистиллированной воды. Потери антифриза таким образом восполнялись, при этом концентрация самой технической жидкости заметно снижалась. Естественно, что антифриз, более, чем наполовину состоящий из воды, становится очень восприимчив к воздействию отрицательных температур. В таком состоянии со своими функциями состав справиться просто не в состоянии.
Чтобы избежать проблем с антифризом и, что логично, с работой отопителя в зимний период, следует проверить плотность тех.жидкости ещё до наступления холодов. Сделать это можно в обычном автосервисе при помощи ареометра. При необходимости антифриз нужно заменить новым. В плановом порядке незамерзающую жидкость принято обновлять каждые два года. Если этого не делать, отработавшие свой срок присадки будут способствовать запуску коррозионной активности на поверхности деталей двигателя. Да и на эффективности работы отопителя плохое состояние антифриза обязательно отразится.
Тормозная жидкость
Обычно тормозную жидкость меняют раз в два года. О том, что процедуру стоит провести внепланово, говорит один важный «симптом»: при понижении температуры воздуха заметно падает и эффективность торможения, педаль тормоза становится будто бы ватной. Если вы заметили в поведении машины подобное отклонение, есть все основания предполагать, что на поршнях и манжетах суппортов, а также на тормозных цилиндрах кристаллизуется накопившаяся в тормозной жидкости влага. Развеять опасения или же подтвердить их поможет замер процентного содержания влаги анализаторами. Провести его можно в любом автосервисе.
Владельцам машин на «механике» следует менять тормозную жидкость, в том числе и в гидроприводе сцепления. Для данной технической жидкости в этом узле имеется специальный отдельный резервуар.
Электролит в аккумуляторе
Современные модели аккумуляторов в большинстве своём считаются необслуживаемыми. Самостоятельно увеличить объём электролита в них не получится чисто технически. Зато отследить его уровень в каждой из шести секций батареи вполне реально. Если через полупрозрачную стенку видно, что уровень технической жидкости слишком низкий, можно с уверенностью сказать, что зимой АКБ может подкинуть неприятных сюрпризов. Такую батарею рекомендуется по возможности заменить новой.
Если в автомобиле установлен обслуживаемый аккумулятор, уровень залитого внутрь него электролита можно не просто контролировать, но и пополнять. Делают это за счёт доливания внутрь «банок» дистиллированной воды, но ни в коем случае не готового электролита. Последнее оказывается излишним, так как дистиллированная вода после зарядки батареи электрохимическим путём самостоятельно превращается в электролит.
Омывающая жидкость
Выбирая омывайку для холодного времени года, обязательно изучайте её состав. Средство для очистки стёкол не должно содержать метанол. В редких случаях (в основном из-за высокого акциза на алкоголь) производители включают в состав очистителей этиловый спирт. Доступными, безопасными, но к сожалению не самыми эффективными признаются составы на основе изопропила. На морозе этот вид спирта замерзает раньше остальных, а потому очищать стекло от грязи должным образом он уже не может. К минусам зимних омываек на изопропиле можно отнести и их резкий запах. Добавление в состав всевозможных присадок, безусловно, улучшает рабочие характеристики подобных средств, но и на их стоимости отражается не лучшим образом.
Впрочем, хорошая зимняя омывайка по определению не может стоить дёшево. Те составы, что продают за копейки вдоль трасс, покупать категорически не рекомендуется. В лучшем случае во время поездки водитель будет лишён полноценного обзора дороги, ведь с загрязнениями стёкол подобное средство просто не справится. В худшем – автолюбитель рискует отравиться, надышавшись ядрёными присадками и вредными растворителями. Последние не принесут пользы также пластиковым и резиновым деталям машины.
На зиму лучше выбирать омывайку, выдерживающую мороз до -25 °С. Как подбирать состав в зависимости от актуальных погодных условий, нужно ли обращать внимание на цвет жидкости, и разрешено ли смешивать средства между собой, можно узнать из нашей статьи.
Зимняя омывающая жидкость – средство в арсенале автолюбителя важное и нужное. А вот специальные зимние щётки стеклоочистителя – ничто иное, как умелый маркетинговый ход, так как никаких сезонных различий у подобных изделий нет в принципе. Эти аксессуары необходимо заменять минимум два раза в год, осенью и ранней весной. Именно такая периодичность позволяет добиться качественного ухода за стёклами, следовательно, и отличной обзорности во время движения.
Топливо
Называть топливо технической жидкостью не совсем корректно. Однако, напомнить о существовании специального зимнего авторациона лишним никогда не будет. Мы уже рассказывали о преимуществах использования газовой смеси, адаптированной к низким температурам. Жидкое топливо также имеет свою сезонность. На заправочных станциях можно приобрести летний и зимний дизель. Последний не теряет своих рабочих свойств даже при сильных морозах, в то время, как летний вариант дизельного топлива (ДТ) замерзает (буквально, превращается в парафин) уже при -5-10 °С. Очень важно ещё до наступления холодов полностью выработать имеющуюся в системе летнюю солярку, а уже после заправить автомобиль зимним ДТ. Если зима, как и всегда, пришла неожиданно, специалисты рекомендуют воспользоваться следующим лайфхаком: в бак с остатками летнего дизеля залейте специальную присадку-антигель. Этот состав заметно снижает температуру застывания летнего топлива, давая возможность беспроблемно израсходовать его полностью без какой-либо оглядки на погоду.
У бензина сезонность определяется показателем испаряемости. Последний обычно маркируется заглавными английскими буквами:
- зимнему топливу соответствует обозначение C, D, E, F;
- межсезонное горючее может относиться к классу C1, D1, E1, F1;
- летний бензин отмечен буквами А и В.
Важно! При переходе машины на зимний режим работы стоит сменить топливный фильтр. Загрязнённый фильтр имеет свойство накапливать в себе частицы влаги. С наступлением морозов вода превратится в лёд, а это обстоятельство мгновенно обездвижит машину.
Заключение
Технические жидкости позволяют механизмам и узлам автомобиля наиболее полно реализовывать свой потенциал, делают работу транспортного средства экономичной и результативной. Некоторые из них без изменения компонентов могут быть использованы на протяжение всего года. Другие же (например, омывающая жидкость, моторное и трансмиссионное масло) без адаптации состава оказываются просто неэффективными, бессильными перед суровыми погодными условиями.
Подбирать технические жидкости стоит в строгом соответствии с рекомендациями автопроизводителей. Отдавать предпочтение лучше оригинальной продукции. Экономить на покупке средств не стоит, так как вынужденный ремонт узлов, пострадавших от некачественных обслуживающих составов, в итоге окажется куда более затратным и проблематичным.