Все города
Выберите город:
Москва Санкт-Петербург Абакан Анадырь Ангарск Архангельск Астрахань Балаково Барнаул Белгород Бийск Биробиджан Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Дзержинск Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Магнитогорск Майкоп Махачкала Мурманск Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Прокопьевск Псков Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита Шахты Элиста Энгельс Южно-Сахалинск Якутск Ярославль
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Ремонт карданных валов Балансировка карданных валов Производство карданных валов Продажа карданных валов Автомобили и техника

Такси-2024

Российский рынок пассажироперевозок сегодня претерпевает существенные изменения. Одной из причин тому является вступление осенью 2023 года в силу федерального закона о легковом такси. Сегодня мы расскажем, как документ регламентирует работу агрегаторов, поговорим об ограничениях, налагаемых на потенциальных таксистов, а также разберёмся, что нужно сделать автолюбителю, чтобы получить разрешение на работу в данной сфере.

Основные положения закона

Реестры

Закон № 580-ФЗ от 29.12.2022, вступивший в силу в сентябре 2023 года, прежде всего коснулся создания реестров с информацией о перевозках легковым такси. В каждом регионе таких баз данных будет три. 

Воспользовавшись реестром такси, можно узнать информацию по конкретным автомобилям, их владельцам, а также допущенным к управлению водителям. 

Реестр перевозчиков содержит подробные сведения обо всех выданных в регионе разрешениях на перевозку. 

В реестре служб такси хранятся данные о компаниях, организующих пассажироперевозки, и о сроках действия выданных им лицензий на ведение данной деятельности. 

Информация из реестров размещается на сайтах местных органов власти. Круглосуточный удалённый доступ к ней, в том числе и к сохраняемым в течение полугода журналам заказов, имеет ФСБ. Получение подробной информации сотрудниками МВД, ГИБДД, страховых компаний осуществляется по запросу. Часть данных находится в свободном доступе, ознакомиться с ней могут гражданские лица.

Работа агрегаторов

За агрегаторами такси теперь закреплено новое название – «служба заказа легкового такси». В их обязанности входит не только своевременная передача водителям поступаемых в систему заказов. Ежедневно они должны отслеживать в реестрах актуальную информацию касаемо перевозчиков, имеющих разрешение на работу. За сотрудничество с водителями-нелегалами служба теперь несёт реальную административную ответственность.

Важным событием с точки зрения безопасности стало очищение от частных, незарегистрированных извозчиков аэропортов и вокзалов. На сегодняшний день контроль над выполнением заказов в данных локациях поручено осуществлять региональным властям. 

С сентября 2025 года службам (юридическим лицам) необходимо будет подтверждать наличие обязательного разрешения для нахождения на территории РФ. В этот же период в силу вступит ещё одно требование: если объём заказов (а стало быть и количество выезжающих по заявкам машин) превысит 4 000 в сутки в пределах одного субъекта, служба такси обязана будет открыть собственный региональный филиал.

Открытость данных

Службы заказа такси теперь обязаны размещать информацию о тарифах на своём сайте. Данные должны дублироваться и в мобильном приложении компании, если таковое имеется. Пассажир имеет право видеть и понимать, от чего зависит стоимость заказанной им поездки. В список факторов, влияющих на этот показатель, входит класс выбранного авто, время суток и день недели. А вот резкая смена погоды или наступление сезона отпусков на цене отражаться не должны. 

Информация об утверждённых тарифах на перевозку должна быть размещена и внутри салона. В прямом доступе у пассажира также должны быть данные о самом автомобиле (госномер), о водителе, выполняющем поездку (ФИО), перевозчике (его номер в реестре, информация о номере и сроке действия непосредственно разрешения на работу).

Ответственность

Ответственность перед пассажирами такси теперь несёт не только водитель, выполняющий заказ, но и агрегатор, заключивший с ним договор сотрудничества или трудовой договор. Касается это не только наложения штрафов в случае, если водитель вышел на линию без лицензии, но и возмещения реального ущерба лицам, пострадавшим по вине таксиста в ДТП. Кстати, если объём «проблемных заказов», во время которых пассажирам был причинён вред, в сутки превысит 0,01% от общего их числа или же перевалит за 10, агрегатора могут лишить права осуществления деятельности. 

При нарушении водителем такси Правил дорожного движения штрафы будут приходить владельцу машины, прописанному в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Если таковым является таксопарк, то штраф придёт ему. Уже после получения постановления компания обязует водителя, находившегося за рулём в момент инцидента, погасить штраф.

Полисы

Водители, устроившиеся на работу в такси, обязаны оформлять полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков. ИП делают это за свой счёт. Эта же участь постигнет и самозанятых, так как таксопарки идут на оформление специального ОСАГО для своих партнёров с огромной неохотой. Желание схитрить и ради экономии оформить рабочий полис по тарифу частного может вылиться таксистам в большие проблемы. В случае ДТП страховая в любом случае проверит автомобиль по реестрам. И если машина вдруг обнаружится в нём в качестве такси, возмещать ущерб компания не будет. А это значит, что все выплаты потерпевшим водителю придётся производить самостоятельно. 

Следующим шагом модернизации работы в службе станет внедрение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу пассажиров. Сведения о заключённом страховом договоре надо будет предоставить в ведомство не позднее 60 дней с момента вступления закона в силу (1 сентября 2024 года). Без полиса установленного образца работать в легковом такси будет запрещено.

Медосмотр

В законе прописано несколько важных аспектов касаемо непосредственного выхода водителя на линию. Прежде всего, ему следует проходить медицинский осмотр в начале каждого рабочего дня. Однако, в настоящее время лишь малая часть служб заказа легкового такси имеет в штате собственного медицинского работника. Услуги платных специалистов для многих самозанятых таксистов и водителей, имеющих статус ИП (индивидуального предпринимателя), связаны с непомерными тратами. По мнению законодателей, решить эту проблему должно активное внедрение телемедицины, т.е. удалённого врачебного осмотра. По его результатам водителю будет высылаться электронный путевой лист. 

Из собственного кармана самозанятым водителям и ИП придётся оплачивать не только медосмотры, но и услуги предрейсового контроля техсостояния машины.

Режим труда и отдыха

Согласно постановлению Правительства № 908 от 02.06.2023, спустя 8 часов с момента заступления на смену таксист перестанет получать из системы агрегатора новые заказы. Возобновлять выезды на линию он имеет право только через пять часов непрерывного отдыха от работы. При этом трудиться по 8-ти часовому рабочему графику таксисту разрешено не чаще, чем пять раз в неделю. Максимальный объём работы в неделю не должен превышать 40 часов. Если по условиям работы не удаётся соблюсти указанные требования, в расчёт берётся суммарное значение максимально допустимого рабочего времени.

Нюансы работы

Имеющие разрешение таксисты могут осуществлять перевозки (в том числе и по выделенной «автобусной полосе») только в пределах своего региона. Послабления касаются только тех поездок, в которых пункт отбытия и прибытия пассажира изначально прописан в разных регионах. Впрочем, законодатели не исключают возможности, что граничащие области вполне могут создавать собственные нормативные соглашения, согласно которым границы деятельности таксистов будут заметно расширены.

Кто может работать таксистом?

Более жёсткими стали и требования, предъявляемые к потенциальным таксистам. Доступ к работе в службе закрыт для автомобилистов в следующих ситуациях: 

  • при водительском стаже менее трёх лет «В» категории; 
  • при наличии за день до запланированного выхода на линию трёх и более неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. Исключением могут стать те случаи, когда постановления о правонарушениях вступили в силу более, чем 2 года назад; 
  • при повторном задержании водителя с последующим его арестом или же лишением прав, если инцидент произошёл менее, чем через год с последнего аналогичного нарушения; 
  • в случае непрохождения водителем обязательной аттестации на знание местонахождения/адресов значимых объектов инфраструктуры, спортивных объектов, органов местного управления, а также локаций культурно-исторических памятников того региона, где он собирается работать таксистом. Необходимость подобной аттестации дополнительно прописывается в региональных законодательных актах; 
  • при наличии неснятой или же непогашённой судимости за тяжкие преступления. Этот пункт касается не только россиян, но и граждан иностранных государств, осуждённых в своей стране по подобным статьям; 
  • при нахождении водителя в розыске.

Разрешение на деятельность

Раньше заниматься извозом мог любой автолюбитель, зарегистрировавшийся в агрегаторе через приложение, или же самовольно установивший на машину «шашечки» и припарковавшийся в людном месте. Теперь легально работать в сфере такси можно только при наличии соответствующего разрешения. При наличии личного автомобиля водителю стоит оформиться в качестве индивидуального предпринимателя или же самозанятого, внести данные о машине в реестр такси, а уже затем заключить партнёрский договор с агрегатором такси. Результатом этого «бюрократического квеста» станет получение заветного разрешения и легальная работа в сфере перевозок. 

Разрешение выдаётся региональным отделением министерства транспорта или ответственным транспортным ведомством совершенно бесплатно. Документ оформляется не на конкретного водителя, а на автомобиль. Однако, передавать его третьим лицам строго запрещено. Самозанятым таксистам запрещено передавать свой автомобиль в пользование другим водителям. 

Если водитель устраивается на работу в службу такси, не имея собственной машины, оформлять лицензию лично не требуется. Использовать для работы он будет транспортное средство таксопарка, юр.лица, у которого уже есть подобное разрешение. После заключения трудового договора с таксопарком водитель может взять машину для работы в аренду.

Лицензия и разрешение

Приравнивать эти понятия в корне неверно. Лицензия выдаётся организациям, которые занимаются регулярной перевозкой пассажиров по городу или вне его пределов по определённым маршрутам. Транспортное средство при этом должно иметь вместимость более 8 пассажиров (стандартные маршрутные такси).

Если подразумевается перевозка пассажиров по частным заказам, то требуемым документом является именно разрешение на осуществление указанного вида деятельности. Имея на руках подобный документ, водитель имеет право легально перевозить одного или нескольких пассажиров и/или багажа в собственном или арендуемом легковом автомобиле.

Этапы получения разрешения при наличии авто

Прежде всего, нужно получить налоговый статус. Самозанятость открывается за считанные минуты посредством приложения «Мой налог». Заявка на оформление индивидуального предпринимательства подаётся в Федеральную налоговую службу (ФНС), в том числе и через портал «Госуслуги». В случае, если заявление было решено подать онлайн, есть смысл оформить и электронную подпись. Её наличие заметно облегчает жизнь предпринимателя, ведь позволяет не озадачиваться предоставлением оригиналов документов в ФНС и оплатой при этом госпошлин. После того, как статус предпринимателя будет официально получен, можно переходить к следующему этапу – подаче заявления на получение разрешения. Документы направляются по месту жительства водителя через МФЦ или же напрямую в уполномоченное ведомство. Сделать это можно двумя способами: 

  • через портал «Госуслуги». 
  • посредством личного обращения в МФЦ. 

На сегодняшний день подать заявку на получение разрешения онлайн можно в 80 регионах страны. Этот способ позволяет сэкономить время, избежать ожидания в очередях. Достаточно зайти на сайт Госуслуг и вбить в форму поиска «Выдача и переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». В открывшемся окне будет представлена информация об ответственном органе, отвечающем за выдачу документа, а также информация о примерных сроках рассмотрения заявления. Следующим этапом станет выбор типа получения услуги – «электронная услуга» или же «личное посещение ведомства». Чтобы заполнить форму заявления, нужно выбрать статус деятельности – ИП или же юрлицо. Электронная форма заявления полностью совпадает с той, что водителю придётся заполнить при обращении в МФЦ. 

На приём в МФЦ стоит записаться заранее. С собой на руках нужно иметь копию паспорта, ИНН, технический паспорт автомобиля, свидетельство о регистрации ИП в налоговой службе или документ, подтверждающий статус самозанятого, выписку из реестра такси, подтверждающую внесение данных о машине в систему, а также копию договора с таксопарком. Заявление на выдачу разрешения заполняется на месте. После подачи документов водитель получает расписку. О готовности документа можно будет узнавать по указанному в ней номеру обращения. 

В заявлении указывается следующая информация: 

  • наименование, адрес и ОГРН (для юридических лиц); 
  • ФИО, место жительства, информация, внесённая в водительское удостоверение (для самозанятых водителей); 
  • ФИО, адрес регистрации и ОГРНИП (для будущих таксистов-ИП). 

Вне зависимости от статуса водителя в документе необходимо указать ИНН, номер телефона и адрес электронной почты, номер записи в региональном реестре перевозчиков. Выбрать необходимо и способ получения уведомлений от ведомства по решению данного вопроса. 

Обязательным приложением к заявлению является справка об отсутствии или наличии у водителя судимости. Если заявитель обращается в ведомство через представителя, основной пакет документов должен быть дополнен доверенностью. 

Сроки рассмотрения заявления разнятся от региона к региону. В среднем решение по выдаче или отказу в выдаче документа выносится в течение одного месяца. В Москве решение вопроса редко когда длится дольше 10 рабочих дней.

Срок действия документа

Совсем недавно разрешение на осуществление пассажироперевозок оформлялось бессрочно. После вступления закона в силу документ стал выдаваться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только на пять лет. Физические лица (самозанятые) имеют право получить разрешение и на меньший срок, если пропишут данный нюанс в подаваемом заявлении.

Лишение

Основанием для лишения разрешения обычно является нарушение ПДД, приведшее к тяжёлым последствиям для участников аварии или даже к их смерти. Возможности работать в такси водитель может лишиться и в том случае, если инспектор ГИБДД зафиксирует за ним повторное несоблюдение требований к оформлению автомобиля (пункт 16 ст. 9 ФЗ № 69 от 21.04.2011), например, на машине будут отсутствовать «шашечки» или оранжевый фонарь «такси». Освободить от статуса таксиста может и повторно замеченное отсутствие внутри салона таксометра, при условии, что по нему должен производиться расчёт стоимость поездки. 

Примечательно, что лишают разрешения не сиюминутно. Обычно инспектор ГИБДД фиксирует нарушение. Информация пересылается в региональное министерство транспорта, которое и обращается в суд. Суд выносит предписание с требованием устранить обозначенное нарушение. Если в течение 30 дней оно не будет исполнено, действие разрешения на работу в такси приостановят на месяц. 

Полное аннулирование документа может произойти в том случае, если: 

  • конкретный ИП или же юр.лицо (таксопарк) повторно нарушит требования, предъявляемые к транспортному средству или же его водителю; 
  • таксист совершит ДТП с тяжёлыми последствиями. 

Аннулированное разрешение не подлежит восстановлению. Получать документ придётся заново. 

Отсутствие у водителя на руках разрешения, а по сути, нелегальная работа в такси, облагается штрафом в размере: 

  • 2 000 – 2 500 рублей для физических лиц; 
  • 4 000 – 5 000 рублей для лиц должностных;
  • 40 000 – 50 000 рублей для юридических лиц.

Заключение

Меры, реализуемые в рамках закона о такси, направлены на создание максимально безопасных условий перевозок пассажиров и их багажа. На сегодняшний день они уже позволили заметно сократить количество «бомбил», в том числе и недобросовестных, но не желающих брать хотя бы минимальную ответственность за свою деятельность. Некоторые нововведения (обязательный ежедневный мед- и техосмотр) могут стать причиной заметного оттока таксистов из профессии. Однако, роста тарифов это, по мнению экспертов, не вызовет.

Движение под флагом: новые требования к госномерам Пред. Увеличение тарифов на платные дороги След.
О нас говорят 100+ довольных клиентов
Реальные отзывы о нашей работе
22.02.2024
Саша

Делал там несколько карданных валов , быстро качественно. Цены нормальные. Люди понимают что тебе нужно. Подскажут все и объяснят . Мастера своего дела

Показать
15.02.2024
Николаевич

Отличные специалисты, проникаются проблемой, ищут оптимальное решение ее, очень доволен, что обратился к ним

Показать
07.02.2024
Denis Zorin

Рекомендую! Приезжал с нестандартной проблемой,а именно - передний кардан на китайца. Сначала измерили,покумекали,говорят-нет таких крестовин,но потом взялись,переварили фланцы под "стандартные" крестовины и вуаля-пикапчик бороздит поля! Спасибо,парни!

Показать
26.01.2024
Владимир Телегин

Ребята знают своё дело, карданы у грузовых машин делаем только у них...

Показать
24.01.2024
Андрей Мордовец

Отличные специалисты! Ремонт кардана за разумные деньги. Рекомендую!

Показать
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ НАШЕГО СПЕЦИАЛИСТА?
Оставьте свои контактные данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных