Все города
Выберите город:
Москва Санкт-Петербург Абакан Анадырь Ангарск Архангельск Астрахань Балаково Барнаул Белгород Бийск Биробиджан Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Дзержинск Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Магнитогорск Майкоп Махачкала Мурманск Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Прокопьевск Псков Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита Шахты Элиста Энгельс Южно-Сахалинск Якутск Ярославль
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Ремонт карданных валов Балансировка карданных валов Производство карданных валов Продажа карданных валов Автомобили и техника

Правила буксировки автомобиля

Процесс буксировки требует чёткого соблюдения Правил дорожного движения, наличия определённого водительского опыта, а также использования специальных приспособлений. Без всего этого попытка оказать помощь временно не функционирующему автомобилю может привести к дополнительной его поломке или же вовсе спровоцировать ДТП. 

Сегодня мы расскажем об основных правилах буксировки, упомянем о существующих ограничениях, связанных с её организацией, а также посоветуем, как сделать сам процесс более безопасным и комфортным.

Способы буксировки

Транспортные средства допустимо буксировать несколькими способами:

  • на гибкой/мягкой сцепке. Расстояние между машинами (буксируемой и буксирующей) здесь не зафиксировано. Ограничивается оно лишь длиной используемого специального троса; 
  • на жёсткой сцепке. В данном случае ведомый автомобиль, чаще всего грузовой, крепится к буксирующему посредством особой металлической конструкции, имеющей форму треугольника. Соответственно, расстояние между машинами не меняется ни при каких обстоятельствах, оно строго фиксированное. 

Нередки ситуации, когда автолюбители применяют буксировку методом частичной или полной погрузки. В первом случае передняя полуось ведомого автомобиля надёжно закрепляется на специальной эстакаде или же на кузове тягача (эвакуатора). Задней полуосью машина свободно катится по дорожному покрытию. Подобный метод допустим для перемещения машин с нефункционирующей рулевой или тормозной системами. Буксировку посредством полной погрузки специалисты называют транспортировкой. Оно и понятно, ведь автомобиль, не имеющий возможности перемещаться самостоятельно, полностью загружается на платформу эвакуатора или прицепа, а значит, своим ходом не перемещается. Ему не просто помогают ехать, а буквально перевозят. В обязательном порядке такой вид транспортировки используют и для перемещения двухколёсных мотоциклов, не имеющих бокового прицепа.

Общие правила

Процесс буксировки на мягкой или жесткой сцепке начинается с грамотной подготовки ведомого, принудительно перемещаемого авто. На нём выставляют нейтральную передачу и выключают стояночный тормоз («снимают с ручника»). Зажигание, напротив, должно быть включено. Эта мера позволяет предотвратить механическую блокировку руля при вхождении в поворот. Чтобы сберечь заряд аккумуляторной батареи, который может быть использован для работы клаксона, стеклоочистителя или той же аварийной сигнализации, рекомендуется отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения. 

Какой-то специальной подготовки буксирующего автомобиля, чаще именуемого тягачом, нет. Его водитель должен лишь скорректировать свою манеру вождения с учётом требований ПДД и актуальной дорожной ситуации. Чтобы избежать потенциально опасных моментов, разгоны, торможения и повороты на буксирующей машине следует выполнять максимально мягко и плавно. Обусловлено эта рекомендация тем, что на ведомом ТС при заглушенном двигателе не работает усилитель тормозов, а значит реакция буксируемой машины на любые манёвры тягача будет замедленной. 

Если у тягача вне зависимости от времени суток должен быть обязательно включен ближний свет фар, то у автомобиля на буксире, помимо дневных ходовых или противотуманных фар, должна работать аварийная сигнализация. Если электроника на момент буксировки не функционирует, на заднюю часть корпуса машины или под её заднее стекло закрепляется специальный знак аварийной остановки. Это прописано в пункте 7.1 ПДД. В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости на принудительно перемещаемом ТС, а также на прицепе (если буксировку организуют с погрузкой), должны работать габаритные огни. Важно, что тягач ехать на «аварийках» не должен, ведь это ограничивает возможность использования им поворотников. 

Выбранный метод буксировки диктует вполне конкретные требования к организации самого процесса. Например, расстояние между машинами во время буксировки на жёсткой сцепке не должно превышать 4 метров. Именно такая длина металлической конструкции для крепления тягача и буксируемого авто позволяет достичь максимальной управляемости последнего и безопасности обоих ТС при выполнении поворота или резкого торможения. 

Длина троса, применяемого во время буксировки на гибкой сцепке, может варьироваться в пределах 4-6 метров. При превышении этих параметров преодоление поворотов становится весьма проблематичным. А вот слишком короткий трос может поспособствовать созданию аварийной ситуации, когда буксируемый автомобиль (особенно при имеющихся у него проблемах с тормозной системой), выбрав недостаточное тормозное усилие, буквально догоняет тягач. 

Буксировочный трос (в идеале строп, наделённый некоторой эластичностью) должен быть надёжно закреплён на обоих задействованных автомобилях. В противном случае он может стать реальной угрозой целостности машин, а также фактором, способным спровоцировать аварию. Если у тянущей машины отсутствует проушина для фиксации крюка, трос накидывается непосредственно на фаркоп. При его отсутствии в качестве места закрепления троса может быть использована рессора (в автомобилях с задней рессорной подвеской). Нужно стремиться к тому, чтобы во время буксировки трос всегда находился в натянутом состоянии. Это позволит обезопасить ведомую машину от ударных нагрузок при старте и в момент ускорения. 

Чтобы сделать используемый трос максимально заметным для других участников движения и исключить аварийно-опасные манёвры с перестроением между машинами при буксировке, на него необходимо навесить минимум два светоотражающих флажка красно-белого цвета. Размер флажков также прописан в ПДД и составляет 20 х 20 сантиметров. 

И ещё несколько важных уточнений, не зависящих от типа сцепки, используемой в процессе буксировки: 

  • скорость перемещения не должна превышать 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Это ограничение касается движения как по городу, так и по трассе;
  • у водителя ведомой машины должен быть при себе весь пакет необходимых документов, включающий свидетельство о регистрации ТС, его технический паспорт, действующий полис ОСАГО, ну и конечно права на вождение автомобиля; 
  • на машине должны быть установлены номерные таблички. Согласно ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, буксировка автомобиля без регистрационных номеров (переднего, заднего или обоих) на мягкой или жёсткой сцепке является основанием для выписывания штрафа в размере 5 000 рублей или лишения водителя авто прав на срок от 1 до 3 месяцев. Машину без номеров допустимо перемещать лишь на эвакуаторе.

Ограничения на проведение буксировки

Несмотря на то, что буксировка в целом представляется вполне обыденной операцией, существует ряд ограничений по её организации и проведению. Некоторые из них затрагивают принудительное перемещение абсолютно всех транспортных средств. Другие же определяются выбранным способом буксировки, а также техническими особенностями конкретно взятого буксируемого автомобиля. 

Недопустима организация буксировки ТС на участках, на которых действует знак «Движение с прицепом запрещено». С осторожностью нужно производить буксировку автомобиля и на оживлённых магистралях. Законодательно осуществление процедуры в подобных дорожных условиях не запрещено. Однако, перемещение на небольшой скорости, рекомендованной при буксировке, а также иногда резкие остановки, необходимость сдавать назад (в случае неожиданного обрыва стропа) на скоростной трассе могут заведомо нарушить права других участников дорожного движения. 

Согласно пункту 20.4 ПДД, не разрешается одновременно буксировать два и более транспортных средства. Обратить внимание стоит и на погодные условия – во время гололёда нельзя организовывать буксировку автомобилей, соединённых гибкой сцепкой. В Правилах также прописано, что вне зависимости от погодных условий в качестве тягача не может выступать двухколёсный мотоцикл без бокового прицепа, а в качестве водителя тягача – автовладелец, получивший право на управление ТС менее, чем два года назад. 

Строго запрещена буксировка в тех случаях, когда у перемещаемого автомобиля не функционирует рулевое управление. Это же касается и сломанных тормозов. Однако, здесь есть несколько исключений. Буксировать подобный автомобиль допускается лишь на жёсткой сцепке. При этом используемый тягач должен быть в два раза тяжелее буксируемой машины. 

Буксировка на гибкой и жёсткой сцепке предполагает обязательное нахождение водителя (но не пассажиров) внутри транспортируемой машины. Единственным исключением является использование в процессе специальной жёсткой металлической конструкции, которая гарантирует максимально точное повторение буксируемым ТС движений тягача при прямолинейном перемещении по трассе. В этом случае присутствие водителя за рулём ведомой машины становится не принципиальным. Если буксировку решено проводить методом частичной погрузки машины, ни о водителе, ни о пассажирах внутри салона авто речи идти не может. Это чётко прописано в пункте 20 ПДД.

Рекомендации по типам коробки переключения передач

Буксировка на мягкой сцепке идеально подходит для машин с ручной коробкой передач. В данном случае принудительное перемещение при выключенной передаче не оказывает никакой нагрузки на основные узлы автомобиля. «Механика» может без ограничений выступать как в роли тягача, так и в роли буксируемого авто. 

Буксировка на тросе машины с автоматической коробкой передач при включённой нейтралке допустима лишь при минимальной скорости (не выше 30-40 км/ч) на расстояние, не превышающее 50 километров. Заглушенный двигатель не имеет возможности нормально охлаждаться, следовательно, увеличение скорости и преодолеваемого расстояния неизбежно приведёт к повреждению АКПП из-за перегрева. Наиболее безопасным и щадящим способом буксировки подобных ТС является применение метода полной или частичной погрузки. Транспортировка, а не буксирование предпочтительнее и для машин с автоматической коробкой передач вариаторного типа, так как чувствительность к перегреву у «вариаторов» ещё выше. 

Машины, оснащённые роботизированными КПП, конструктивно схожи с механикой. Каких-либо особых ограничений для их буксировки не существует. Для беспроблемной организации процесса достаточно перед началом процедуры лишь переключить машину на нейтральную передачу.

Правовой аспект

Нарушение или игнорирование правил буксировки может стать основанием для вынесения устного предупреждения или же наложения реальной административной ответственности в виде штрафа размером 500 рублей. Эти же меры будут применены по отношению к водителю, решившему осуществить проезд под уже упоминаемый нами запрещающий знак 3.7 с автомобилем, находящемся на буксире.

Заключение

Решив организовать буксировку, определите, какой именно тип данной операции допустим и предпочтителен для конкретного автомобиля, нуждающегося в сторонней помощи. Это напрямую зависит от типа коробки передач, используемой в ТС, а также от общего технического состояния машины.

Чтобы минимизировать возможные проблемы, обязательно договоритесь с водителем буксирующего автомобиля о выбранном маршруте движения, а также о предпочтительной скорости перемещения. Для поддержания связи можно использовать мобильные телефоны, а в зонах со слабым сигналом и рации. Для более оперативного реагирования на дорожную ситуацию важно условиться и о знаках, которые водители могут подавать друг другу для корректировки процесса буксировки. Сигналы о внеплановой остановке, проблемах с тросом, трудностях в прохождении конкретного участка дороги и т.п. могут быть как световыми, так и звуковыми.

Электрокары в России Пред. Что такое дорожная «вафля», и с чем её едят? След.
О нас говорят 100+ довольных клиентов
Реальные отзывы о нашей работе
22.02.2024
Саша

Делал там несколько карданных валов , быстро качественно. Цены нормальные. Люди понимают что тебе нужно. Подскажут все и объяснят . Мастера своего дела

Показать
15.02.2024
Николаевич

Отличные специалисты, проникаются проблемой, ищут оптимальное решение ее, очень доволен, что обратился к ним

Показать
07.02.2024
Denis Zorin

Рекомендую! Приезжал с нестандартной проблемой,а именно - передний кардан на китайца. Сначала измерили,покумекали,говорят-нет таких крестовин,но потом взялись,переварили фланцы под "стандартные" крестовины и вуаля-пикапчик бороздит поля! Спасибо,парни!

Показать
26.01.2024
Владимир Телегин

Ребята знают своё дело, карданы у грузовых машин делаем только у них...

Показать
24.01.2024
Андрей Мордовец

Отличные специалисты! Ремонт кардана за разумные деньги. Рекомендую!

Показать
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ НАШЕГО СПЕЦИАЛИСТА?
Оставьте свои контактные данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных