Лобовое стекло – одна из самых уязвимых частей автомобиля. Повредить его достаточно просто, а вот что делать в случае возникновения дефекта, не всегда понятно. Сегодня рассмотрим основные виды повреждений автостёкол, обозначим их принципиальные различия, расскажем, к чему может привести игнорирование подобных дефектов, осветим вопрос относительно прохождения техосмотра машиной с повреждённым ветровым стеклом, а также обозначим, в каких случаях ремонт элемента недопустим, и возможна лишь его полная замена.
Типы повреждений
Трещина
Трещина представляет собой узкое, вытянутое в длину повреждение, возникающее обычно от удара по поверхности стекла камнем или другим твёрдым предметом. Трещина может появиться также в ходе попадания машины в ДТП и при резком перепаде температур. Перепад этот можно спровоцировать неграмотным использованием системы отопления и кондиционирования. Если в салоне машины, до предела нагретой на солнце, на полную мощность включить кондиционер с обдувом на стекло, на последнем в ходе неравномерного расширения/сужения материала появятся так называемые «трещины напряжения». Подобного эффекта можно добиться и в том случае, если начать максимально активно прогревать воздух в сильно промёрзшей машине, создавая на стекле своеобразный температурный градиент. Напряжение расширения материала в определённый момент превысит его прочность, и от края стекла вдоль всей линии капота будет красоваться трещина.
Трещина считается дефектом, способным серьёзно нарушить обзорность дорожного полотна, в том числе из-за своей способности преломлять свет. Особенностью трещин является ещё и то, что под воздействием вибраций и перепадов температур размеры их могут заметно увеличиваться. Именно поэтому посещение сервиса при появлении на стекле подобного дефекта лучше не откладывать в долгий ящик, иначе серьёзных трат не избежать.
Скол
Причиной появления скола чаще всего служит камень, вылетевший из-под колёс встречного/обгоняющего транспорта и угодивший прямо в стекло. Обычно сколы образуются на внешнем слое стекла, по форме они напоминают конус. Нередко их обрамляет множество трещин разного размера. В зависимости от количества и плотности последних дефект может быть назван «бычьим глазом» (с большим количеством трещин-лучей) или «бычьим полуглазом» (с меньшим количеством и меньшей плотностью сопутствующих повреждений). Ещё одна разновидность сколов – так называемые «звёзды». Они имеют разную, не только конусообразную форму, и обычно расходятся по стеклу из общего центра. Центром служит точка попадания в поверхность камня.
Если сколы небольшие по размеру, то они не сильно влияют на обзор, но устранять их всё же необходимо. Из-за ослабления структуры на стекле от них могут начать расходиться в разные стороны микротрещины.
Чаще всего мастерам, занимающимся ремонтом автостёкол, приходится сталкиваться с комбинированными их дефектами, включающими в себя как сколы, так и трещины разного размера.
Как отреагировать на повреждение?
Очень важно как можно быстрее обратиться в сервис, чтобы специалисты либо устранили дефект, либо полностью заменили стекло. До этого рекомендуется заклеить повреждённую поверхность обычным скотчем. Выступая своеобразным барьером, он предотвратит попадание в зону дефекта грязи, песка и масляных частиц. Особенно актуально это в сезон активного пользования «дворниками». Очень мелкие инородные частицы заметно усложняют процесс реставрации стекла. Сильнее всего на качество заливки скола или трещины полимером влияет наличие на рабочих поверхностях маслянистых включений.
Кроме того, эксплуатация машины сопряжена с вибрациями, тряской, изменением температуры материалов. Все эти факторы могут повлиять на поведение дефекта. Трещина может сильно увеличиться в размере и буквально расползтись по стеклу. А от скола в стороны постепенно разойдутся «лучи», следовательно, и масштаб проблемы станет куда более глобальным.
Ремонт или замена?
Прежде всего, нужно отметить, что восстановлению подлежат только автостёкла-триплекс. От обычных их отличает многослойность: два слоя органического или силикатного стекла склеены между собой прозрачной и упругой полимерной плёнкой. Последняя даже при сильном ударе способна удерживать осколки на себе, ограждая водителя и пассажиров от дополнительных ранений. Триплекс достаточно дорогой, хотя и однозначно самый безопасный материал. Из него в машине выполнено только лобовое стекло, в редких случаях – заднее. Боковые стёкла производят из обычного закалённого сталинита. При ударе или повреждении камнем данный материал разлетается на мелкие осколки. Естественно, говорить о каком-либо ремонте здесь не приходится.
Логика самого ремонтного процесса довольна проста. Полость скола аккуратно заполняется полимером. Далее поверхность тщательно просушивается, а затем полируется. Трещины также заливают полимером, но отличающимся более высокой проникающей способностью. С царапинами и потёртостями разной интенсивности специалисты справляются посредством обычной шлифовальной пасты.
Основания для ремонта
Чтобы определить наверняка, возможен ли ремонт стекла, стоит привезти машину на осмотр специалисту, который тщательно оценит характер и размер имеющихся повреждений. Естественно, что замена стекла в любом случае обойдётся автовладельцу гораздо дороже его ремонта. Вот только последний организовать можно далеко не всегда. Опытный и, что немаловажно, порядочный мастер возьмётся за работу только в том случае, если:
- скол типа «бычий глаз/полуглаз» имеет небольшой размер (до 0.5-1 см) и малое количество расходящихся лучей. Дефект расположен не у самого края стекла (отступ минимум 1 см) и не затрагивает внутренние слои материала;
- трещина небольшая по размеру, и её расположение не влияет на обзорность.
Спорные моменты
В некоторых случаях в теории допустимый ремонт признаётся мастерами нецелесообразным. Например, солидные (но не критичные) по размерам трещины и сколы после заполнения полимером в любом случае останутся визуально заметными. Это не только повлияет на уровень комфорта вождения, но и в разы снизит безопасность дальнейшей эксплуатации «залатанного» стекла. В подобных ситуациях адекватные специалисты посоветуют автомобилисту не тратить деньги и время на проведение спасательных работ, а сразу предложат заменить стекло.
Основания для замены
Если при диагностике оказывается, что трещина имеет очень внушительный размер (она длиннее 50 см), скол в диаметре превышает 5 см, дефекты расположены с водительской стороны, перекрывают обзор дороги или же являются сквозными, то специалисты предложат автомобилисту исключительно замену стекла. Этот же вердикт будет озвучен мастерами и в том случае, если срок давности повреждения превысил 10 дней в осенне-зимний период и 30 дней летом.
Замена стекла потребуется и при обнаружении пресловутых «трещин напряжения». Во-первых, внутрь подобного повреждения очень проблематично ввести клеящий полимерный состав. Во-вторых, без устранения изначальной причины повышенного напряжения стекла проблема будет появляться снова и снова, а риск окончательного разрушения полотна и его выпадения внутрь салона, несмотря на затраченные средства, лишь возрастёт.
«Подлечить» не получится и повреждения, расположенные у самого края стекла, на расстоянии менее, чем 1 см от кромки. Так как подобные дефекты нарушают заводскую жёсткость элемента, делая его использование заведомо опасным.
Безусловно, замена стекла – удовольствие не из дешёвых. Однако, только она гарантирует полное восстановление всех эксплуатационных характеристик этой важнейшей детали автомобиля.
От чего ещё зависит выбор мер по устранению повреждений?
Время
На замену стекла тратится больше времени. Чисто технически операция эта куда более сложная, нежели локальное устранение дефектов. Кроме того, после непосредственной установки нового стекла требуется ещё несколько часов для схватывания клея. Отправиться в путь, не выжидая прописанного в технологии времени, недопустимо, так как это грозит выпадением стекла прямо во время движения.
Стоимость
Разница в стоимости услуг по восстановлению и замене автомобильного стекла иногда достигает нескольких десятков тысяч рублей. Немного сэкономить на замене можно, отдав предпочтение установке неоригинального стекла, технические и функциональные характеристики которого могут преподнести сюрприз, не всегда приятный.
Разброс цен на ремонт стекла может быть огромным. На формирование окончательной стоимости услуги влияет количество и размер дефектов, а также их актуальное состояние в момент обращения. Однако, чаще всего бюджет на ремонт составляет примерно 30-50% от суммы, которую придётся потратить на установку новой детали.
А вот сохранение гарантии – фактор, скорее выдуманный предприимчивыми дилерами. По факту, никакого значения в выборе мер по устранению дефектов стекла он не играет. Если автовладелец решил не восстанавливать, а именно заменять стекло, ему не обязательно обращаться за этой услугой к официальному дилеру. Произвести замену можно в любом удобном для водителя сервисе, при этом устанавливать можно неоригинальную модель детали.
Почему устранять дефекты важно?
Дефекты на стекле – это не только про нарушение внешней эстетики автомобиля, но и про удобство водителя и безопасность движения в целом. И вот почему:
- Наличие сколов и трещин говорит о нарушении структуры и целостности стеклянного полотна. Повреждённое стекло теряет свои изначальные технические характеристики, становится менее прочным. Следовательно, и реакция его на привычные рабочие нагрузки и, тем более, на нагрузки в экстремальных дорожных ситуациях может быть самой непредсказуемой. В случае попадания машины в ДТП стекло, например, может просто выпасть внутрь салона от сильного удара. Выпавшее стекло не позволит корректно сработать подушкам безопасности: они раскроются наружу, а не внутрь салона. Следовательно, водитель и пассажиры в столь опасной ситуации окажутся без элементарной защиты.
- Наличие дефектов снижает обзорность дорожного полотна. Если повреждения носят сквозной характер, это отражается на формировании комфортного микроклимата внутри салона. Сквозняки и постоянная повышенная влажность в машине мало кому могут понравиться.
- Трещина на лобовом стекле, которая располагается со стороны водителя и заметно мешает ему оценивать ситуацию на дороге, с большой вероятностью станет причиной отказа в прохождении транспортным средством технического осмотра.
- Сколы также ничего хорошего не сулят: щётки стеклоочистителя растирают по ним влагу, параллельно повреждая собственную рабочую поверхность о неровные края стекла. В микроповреждения резиновых элементов «дворников» постепенно набиваются абразивные частицы (песок, например), и щётка начинает буквально царапать поверхность стекла, ещё сильнее разрушая материал.
- Полости сколов и поверхность свежих царапин очень быстро забиваются грязью, песком, масляными частицами или же реагентами. Из-за этого стекло со временем становится пятнистым, мутнеет.
Последствия игнорирования проблемы
Повторим, что наличие на лобовом стекле даже небольших дефектов в конечном счёте может отразиться на безопасности движения. А потому игнорировать повреждения стеклянного полотна недопустимо. Это предостережение поддерживается и на правовом уровне. У машины с повреждённым стеклом могут возникнуть трудности с прохождением техосмотра. Кроме того, наличие выраженных дефектов на стекле может стать основанием для выписывания владельцу авто штрафа.
Технический осмотр
Несмотря на то, что необходимость прохождения технического осмотра закреплена на сегодняшний день только за машинами такси, пассажирским и коммерческим транспортом, вопрос оформления диагностической карты при наличии повреждений стекла по прежнему актуален не только автолюбителям перечисленных категорий. Ведь без полученной диагностической карты невозможно также поставить машину на учёт, а значит, и продать/купить без проблем её также не получится.
Требования к состоянию ветрового стекла при прохождении ТО в 2024 году заметно ужесточились. Теперь стекло обязано соответствовать следующим критериям:
- полотно не должно иметь сколов и трещин (вне зависимости от их размера) в пределах прямой зоны обзора водителя. Параметры этого участка: ширина равна ширине рулевого колеса, высота составляет 30-60 см от уровня водительского сидения;
- наличие небольших по размеру сколов и трещин (не более 20 см) вне основной зоны обзора допустимы только при условии, если эти дефекты никак не угрожают структурной целостности стекла;
- если сколы имеют многочисленные лучи, а трещины разрастаются вширь разветвлениями, существует опасность разрушения полотна в условиях попадания машины в ДТП. Поэтому можно смело утверждать, что автомобиль с подобными дефектами стекла ТО однозначно не пройдёт.
Штраф от ГИБДД
Езда на машине с повреждённым лобовым стеклом может обернуться привлечением к реальной административной ответственности. В ПДД не прописаны ограничения, связанные конкретно с трещинами и сколами на стекле. Однако, если инспектор обнаружит подобные дефекты полотна с водительской стороны, он вполне законно может настаивать, что они мешают адекватной обзорности дороги. Нарушителю в этом случае грозит штраф в 500 рублей.
Ещё один спорный момент касается зафиксированного в Правилах запрета на эксплуатацию автомобиля, не соответствующего нормам безопасности. Большая по размерам трещина на лобовом стекле вполне может быть засчитана сотрудником ведомства за опасную неисправность машины. И это будет небезосновательно: последствия езды с треснутым стеклом действительно серьёзны, их мы перечисляли выше. Естественно, подобное заявление инспектора всегда можно попробовать официально оспорить. Но вернуть потраченное на всю эту суету время и испорченные нервы вряд ли удастся.
Сами с усами. Вместо заключения
Какое бы решение относительно устранения дефектов на стекле не принял автолюбитель, доверять проводимые работы стоит исключительно профессионалам. Желание сэкономить на услугах мастеров и попытки справиться с проблемой своими силами подчас приводят к плачевным последствиям.
Самая малая из бед – невозможность полностью устранить скол или трещину вследствие неправильного подбора полимера или же элементарной нехватки технических навыков. Со временем дефект проявится снова. А значит, потратив деньги на покупку полимера и сопутствующих расходников, автовладельцу всё равно придётся выделять дополнительный бюджет на повторное проведение работ или уже на замену детали.
Более серьёзными последствиями могут стать неожиданное разрушение стеклянного полотна или даже его выпадение во время движения из-за не до конца законсервированных сколов и трещин, сильное искажение изображения вследствие некорректной установки детали. «Кривая картинка» не просто снижает обзорность дорожного полотна. Она напрямую влияет на физическое состояние водителя (усталость глаз, укачивание). Неграмотный монтаж автомобильного стекла приводит к нарушению изначально заложенной производителем жёсткости кузова и появлению сильного скрипа во время движения. Ну и банально, во время осадков или посещения мойки салон машины с неправильно закреплённым стеклом может попросту залить водой.
Самостоятельный ремонт или замена стекла чаще всего является временным решением проблемы. В большинстве случаев подобные действия автолюбителей приводят к появлению куда более печальных поводов для обращения в сервис и наличию в итоге на руках ещё более впечатляющего чека.