Переводить автомобиль с газобаллонным оборудованием (ГБО) на зимний режим работы необходимо вне зависимости от того, насколько суровым обещает быть грядущий холодный сезон. Подготовленные нами рекомендации касаются, прежде всего, выбора более эффективной газовой смеси, вопросов грамотного переключения топливных режимов, заблаговременной диагностики оборудования и взаимодействующих с ним систем автомобиля.
Диагностика и техническое обслуживание
Проверку оборудования рекомендуется организовывать заблаговременно, до резкого снижения температуры. Доверять её предпочтительнее работникам специализированных сервисов. Ведь несоблюдение техники безопасности при ремонте и эксплуатации ГБО, как и игнорирование необходимости его обслуживания, чревато огромными рисками не только для самого водителя и его пассажиров, но и для всех окружающих людей.
Для проведения качественной диагностики оборудования необходимо отогнать автомобиль в специализированный сервис. Здесь мастера в первую очередь проверят герметичность всей газовой системы. Они также очистят от жидкости и при необходимости промоют редуктор. Кстати, слив конденсата с редуктора рекомендуется проводить через каждую тысячу километров. Жидкость удаляется через нижнюю пробку при полностью прогретом двигателе.
Заменить скорее всего придётся фильтры жидкой и паровой фракции. Даже незначительно загрязнённые они накапливают на себе конденсат. О том, насколько он опасен для системы, сегодня ещё расскажем.
В рамках подготовки автомобиля на газу к зиме выполняется и подключение редуктора-испарителя посредством специального тройника к общей системе охлаждения. Если этого не сделать, при резком похолодании узлу не будет обеспечен должный нагрев.
Под строгим контролем проверяющих оказывается и состояние распылителей. Здесь специалисты прежде всего прислушиваются к работе узла. Клацающие звуки и звуки троения – верный признак изношенности регулируемых и разборных форсунок. Особенно актуальна эта проблема для владельцев машин с установленным ГБО четвёртого поколения. Данные детали в сервисе либо тщательно калибруют, либо просто заменяют новыми.
Функционал систем
Перед зимой следует продиагностировать работоспособность не только газового оборудования, но и самого автомобильного двигателя. Уделить особое внимание стоит целостности проводки, чистоте свечей зажигания, а также измерению заряда, выдаваемого генератором.
Определить нужно и заряд аккумуляторной батареи. Если батарея относительно новая, её останется лишь подзарядить, не опасаясь неприятных сюрпризов на зимней дороге. Аккумулятор со стажем при возникновении проблем с поддержанием даже минимального заряда есть смысл заменить новым устройством.
Минимизация конденсата
Проблема конденсата, главного врага ГБО, в зимний период становится ещё более острой. Понятно, что полностью избежать его появления при отрицательных температурах не получится, но вот минимизировать объём скапливающейся влаги вполне реально. Для этого необходимо подобрать редуктор достаточной мощности, а также организовать грамотный его подогрев. Запуская двигатель на бензине и переводя машину на газовый режим только при системной температуре в 40 °С, удаётся предотвратить обледенение редуктора и излишнее обогащение самой газовой смеси водой. Влага эта со временем обязательно накопится в виде конденсата на стенках устройства. Периодическое же замерзание редуктора грозит разрушением его мембраны. Эксплуатировать ГБО с подобным техническим дефектом строго запрещено.
Снизить образование конденсата поможет и отслеживание количества газового топлива в самом баллоне. Последний никогда не должен опустошаться полностью. При необходимости следует дозаправить его газом на ближайшей АГЗС, благо дефицита последних на трассах обычно не наблюдается.
Чтобы снизить риск заливания конденсатом форсунки и, как следствие, залипания клапанов, в зимний период нужно регулярно проверять и состояние топливной или газовой рейки. Газовая рейка требует периодической очистки. Вполне обоснованным считается и монтаж на неё специальной системы подогрева.
Перед наступлением холодов очень важно проверить температуру кристаллизации используемой охлаждающей жидкости и её уровень в редукторе. Отслеживать последний рекомендуется хотя бы раз в неделю. Если антифриза окажется слишком мало, полноценно омывать корпус редуктора он не сможет. Как следствие, испаритель просто-напросто замёрзнет, а машина, естественно, не заведётся. Отогревать редуктор кипятком – идея не из лучших, так как даже небольшого количества влаги, попавшей на генератор, будет достаточно для его замыкания.
Переключение топливных режимов
Для эффективной и безопасной работы автомобиля с ГБО в зимнее время важно следить за тем, чтобы запуск и прогрев его двигателя осуществлялся исключительно на бензине.
В транспортных средствах с электронной системой переключения режимов питания переход от бензина к газу производится автоматически. А потому осуществить потенциально небезопасный (слишком ранний) переход на газ просто не получится.
Если же система не автоматизирована, водителю приходится самому активировать «газовый режим». И принципиально важно делать это лишь после того, как охлаждающая жидкость нагрелась до температуры в 40-50 °С. При недостаточно прогретой системе к форсункам будет подаваться не парообразный, а сжиженный газ. А это чревато повреждением клапана форсунок и заливанием свечей.
Переход с бензинового режима на газовый может происходить автоматически не только на старте, но и в процессе движения автомобиля, особенно во время ускорений. Газовая смесь в редукторе стремительно разгоняющейся на морозе машины не успевает достаточно прогреться. Поступление холодного газа в камеры сгорания вызывает не только интенсивное образование конденсата, но и внезапное «затухание» мотора. Какими могут быть последствия подобного происшествия при перемещении на скорости, уточнять, на наш взгляд, излишне.
Решить проблему непроизвольного переключения режимов питания автомобиля помогает не только обязательный переход на зимнее меню (смесь с преимущественным содержанием пропана), но и утепление компонентов самого ГБО. Чтобы редуктор успевал должным образом прогреться, его можно укутать тёплой тканью, поверх которой разместить несколько слоёв полиэтиленовой плёнки. Более удобным вариантом признаётся использование в работе фольгированного волокнистого теплоизолятора. В некоторых случаях (при экстремальном снижении температуры) допускается утепление и моторного отсека автомобиля.
Топливо
В предвкушении зимы стоит задуматься и о коррекции «рациона» автомобилей на ГБО. В качестве питания в холодное время года предпочтительнее выбирать так называемый «зимний сжиженный газ». Процентное соотношение пропана и бутана в нём несколько отличается от соотношения этих элементов в подобном летнем составе. Пропана в зимнем газе оказывается 75% против задействованных в летней смеси 55%. Изменения в составе обусловлены тем, что бутан быстрее испаряется при высоких температурах, а вот пропан, напротив, активнее работает именно на холоде. Кстати, зимой признаётся допустимым увеличение расхода газового топлива примерно на 20% по сравнению с летним сезоном.
Кстати, нельзя забывать, что у современных автомобилей с ГБО переход на работу с бензина на газ производится автоматически. Чтобы двигатель использовал в качестве топлива именно газ, необходимо, чтобы система полностью прогрелась хотя бы до 40 градусов по Цельсию. Поэтому те автомобили, у которых газовое оборудование расположено в багажнике, после холодной ночи под открытым небом будут вынуждены первое время перемещаться, используя именно бензин. Следовательно, позаботиться нужно и о наличии жидкого топлива в баке.
Как и всегда, актуальной остаётся рекомендация заправлять машину как газом, так и бензином исключительно на проверенных станциях. Ведь от качества топлива напрямую зависит скорость общего износа ГБО и эффективность работы двигателя. Примеси и их осадки, обнаруживаемые в некачественной газовой смеси, затрудняют поступление топлива к мотору, следовательно, и функционал его они заметно снижают.
Внимание! Газовый баллон нельзя заполнять топливом более, чем на 80% от объёма! Оставляемая в ёмкости про запас «газовая подушка» позволяет нейтрализовать естественное температурное расширение смеси при её нагревании (во время стоянки в тёплом гараже), сводя к минимуму риск разгерметизации баллона и последующего взрыва. Главное, чтобы предохранительный клапан, служащий для стравливания возрастающего давления внутри бака, работал без малейших отклонений.
Вместо заключения
Подготовку автомобиля с ГБО к холодам лучше доверить профессионалам. Сам процесс не займёт много времени, но игнорировать его недопустимо хотя бы в целях безопасности. Ведь эксплуатация неисправного или же некорректно настроенного газового оборудования чрезвычайно опасна для всех участников движения. Кроме того, именно грамотно выстроенный перевод машины на газу в зимний режим работы позволяет автовладельцу в полной мере ощутить выгоду от использования данного вида топлива.