Осень уверенно вступает в свои права. Световой день идёт на убыль, всё чаще хмурое небо проливается дождём, а по утрам случаются туманы. Кое-где уже были и первые заморозки. Чтобы поездки радовали вас вне зависимости от погоды, стоит уделить своему автомобилю немного внимания и провести его сезонное обслуживание.
Резина
Когда средняя температура в течение нескольких дней не превышает +5-7 °С, да и по прогнозу погоды очевидно, что потепления не предвидится, есть смысл переобуть зимнюю резину.
Если шины эксплуатируются не первый сезон, следует проверить глубину протектора на них. Сильно изношенная, переставшая быть зубастой резина неэффективна не только на скользких, но и просто на влажных дорогах. А ведь справляться с аквапланированием – задача не из лёгких.
Следить необходимо и за показателями давления в шинах. При резком понижении температуры окружающей среды давление в колёсах также падает, даже если прямой утечки воздуха нет. Ездить на приспущенных колёсах опасно. Деформированная покрышка при соприкосновении с дорогой быстро перегревается, корд её постепенно расслаивается и может в любой момент разорваться. Чем грозит лопнувшее на полном ходу колесо объяснять, думаем, не надо.
Наиболее точно измерить давление получится лишь перед началом движения машины. Во время работы шины разогреваются, и давление в них немного возрастает.
Коррозия
При проверке колёс не забудьте заглянуть и под крылья машины, возможно, за лето там завелись «жучки и рыжики». В дождливый сезон их аппетиты лишь возрастут, а значит, к весне на кузове можно будет обнаружить насквозь проеденный металл. Даже небольшие по площади участки со ржавчиной нужно устранять как можно оперативнее и тщательнее. Бороться с очагами коррозии можно как самостоятельно (в интернете очень много подробных инструкций, а автомагазины радуют ассортиментом защитных средств), так и обратившись в сервис, сэкономив при этом силы и время. Кстати, если средства позволяют, советуем провести полную антикоррозийную обработку кузова.
Пока ищете «жучков», присмотритесь и к наличию на лакокрасочном покрытии даже незначительных сколов и царапин. Если их оставить без внимания, грязь, вода и реагенты за нескольких месяцев холодного сезона помогут ржавчине добраться до металла.
Дворники
Обязательно проверьте состояние щёток стеклоочистителя. В продолжение лета резиновая лента на них постоянно находилась под воздействием солнечных лучей, забивалась пылью и песком, а потому наверняка потеряла должную эластичность. При необходимости эти элементы просто заменяют. Попытка сэкономить на новых щётках может привести к тому, что в неблагоприятных погодных условиях вы вдруг окажетесь на дороге без должного обзора.
Параллельно стоит продиагностировать и состояние омывателей стёкол, в частности разбрызгивающих форсунок, которые за сезон также обычно сильно забиваются грязью.
Уплотнители
Летнее солнце и высокие температуры пагубно влияют на функционал резиновых уплотнителей, установленных на дверях, стёклах и люке автомобиля. От жары они быстро рассыхаются и начинают пропускать влагу. А там где сосредотачивается влага, стоит ждать появления разводов, плесени и неприятного запаха.
Герметичность уплотнителей проверяется элементарно – на место соединения направляют струю воды. Если вода не просочится внутрь салона, вероятность «замокнуть» в осенние дожди нулевая. В этом случае поверхность уплотнителя достаточно очистить от загрязнений и щедро обработать силиконовой смазкой. Смазка в будущем помешает влаге накапливаться на поверхности резины, а значит, в морозные дни на профиле не будет ледяной корки. Если не всё так радужно, и уплотнительный профиль пропустил воду, его стоит просто заменить новым.
Свет
Особое внимание уделите проверке фар, не только их исправности, прозрачности, но и грамотной регулировке. При игнорировании последней фары будут ослеплять водителей встречных машин да и самому автовладельцу не обеспечат должного освещения дороги. А это крайне небезопасно, тем более в условиях короткого светового дня.
Тормоза
Чтобы снизить риск попадания в ДТП, проверьте состояние тормозных колодок, степень их износа. Толщина фрикционных накладок не должна быть меньше 2 мм (± 0,5 мм). На скользкой дороге тормозной путь и без того увеличен. Поэтому автомобилисту так важно иметь техническую возможность вовремя остановиться. Ведь в некоторых ситуациях фатальными оказываются даже несколько секунд промедления.
Кондиционер и отопитель
Обязательно проведите очистку радиатора отопителя, а также замените салонный фильтр, ведь за лето он успел забиться пылью, кусочками листьев и насекомыми. Чистый и, что немаловажно, сухой фильтр гарантирует нормальную циркуляцию свежего воздуха в салоне, его беспрепятственное попадание в машину с улицы. С чистым фильтром лобовое стекло будет запотевать во время дождя гораздо медленнее.
Также рекомендуется проверить состояние датчика климат-контроля, при необходимости дозаправить кондиционер фреоном. Чтобы система не вышла из строя, надо включать кондиционер буквально на несколько минут хотя бы раз в неделю. Как ни странно, но в прохладную погоду кондиционер оказывается весьма кстати – охлаждая салон, он препятствует запотеванию стёкол.
Обратите внимание и на такую важную мелочь, как дренажные отверстия, расположенные, в том числе, в кондиционере. Если они будут забиты грязью или фрагментами листьев, воздухообмен внутри машины будет нарушен. Следовательно, очень скоро автолюбителю придётся столкнуться с запотевающими окнами, плесенью и затхлым запахом в салоне.
Моторное масло
Осенью и зимой мотор автомобиля работает с дополнительными нагрузками. Поэтому и обслуживающее его масло вырабатывает свой ресурс не за обозначенные производителем 10 000 - 12 000 километров, а в срок вдвое короче. Если километров «в запасе» осталось не так много, есть смысл задуматься о преждевременной замене смазки, чтобы при наступлении холодов двигатель был во всеоружии.
Аккумулятор
Ну и конечно, не забудьте об аккумуляторной батарее (АКБ). В холодное время года нагрузка на неё возрастает в разы. Если срок службы аккумулятора не больше трёх лет, стоит проверить уровень электролита в нём, а также выполнить подзарядку устройства. Если срок эксплуатации батареи более солидный, и в её работе постоянно возникают проблемы, есть смысл задуматься о замене АКБ. Если возможности сделать это пока нет, рекомендуем почаще заряжать старую батарею, обзавестись проводами для «прикуривания» и всегда иметь под рукой номера друзей или соседей, готовых прийти на помощь при полной разрядке аккумулятора.
Не забудьте посмотреть, насколько плотно к АКБ прилегают клеммы. При недостаточном их контакте с батареей запуск двигателя будет затруднён. Перед дождливой осенью стоит зачистить клеммы, покрепче затянуть их и обработать специальной смазкой, защищающей металл от окисления.
Заодно следует проверить и состояние компонентов системы зажигания. Если они неисправны, батарея будет быстрее разряжаться. Объясняется это тем, что для запуска мотора аккумулятору в подобных условиях приходится прикладывать намного больше усилий.
Стиль вождения
Безопасность и комфорт на осенних дорогах зависит не только от исправности машины и её отличного оснащения. Не менее важным оказывается умение автомобилиста корректировать свой стиль вождения сообразно погодным условиям. Межсезонье требует большей включённости водителя, аккуратности и тщательного продумывания манёвров, ну и конечно, безукоризненного соблюдения ПДД.