Грамотно подобранная, соответствующая сезону резина – одна из важнейших составляющих безопасного движения автомобиля. Именно благодаря ей удаётся в разы снизить риск возникновения аварийных ситуаций даже в экстремальных дорожных условиях. Но как же правильно выбрать действительно качественную автомобильную резину, которая подойдёт именно вашему автомобилю и сделает езду комфортной и безопасной? В нашей статье мы расскажем, на что обратить внимание при поиске автомобильных шин, объясним, почему стоимость резины зачастую очень разнится, а также дадим несколько советов, которые оградят вас от покупки заведомо поддельной продукции.
Когда резина требует замены: признаки изношенности
Выявить непригодность шин для дальнейшего использования можно по определённому набору признаков. Какие-то из них автовладелец в силах отследить самостоятельно, ведь они заметны даже невооружённым взглядом. Другие обнаруживаются неожиданно, только при обращении в сервис.
Автомобильная резина требует срочной замены, если:
- Шина значительно изношена. Определить масштаб проблемы поможет оценка стёртости протектора. Если высота протектора снизилась до уровня индикатора износа (перемычки между островками «рисунка» резины), действовать нужно незамедлительно. Ездить на такой резине опасно. Ведь критически низкий протектор не выполняет своей функции – вода из области контакта с дорожным полотном практически не отводится. А значит, должного контроля над движением машины у водителя просто нет. Некоторые производители для удобства водителей размещают на шинах дополнительные обозначения, помогающие определить, насколько покрышка изношена. Подобными индикаторами состояния служат, прорезанные в середине протектора цифры, расположенные на боковой поверхности изделия значки «капля с крестом», например. На новых моделях встречается и цветовое обозначение износа: по мере истирания слоёв резины цвет материала меняется с обычного чёрного до красного.
На сегодняшний день в России использование сильно изношенных шин облагается штрафом в 500 рублей. Согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ, допустимая глубина протекторов для летней резины должна быть не меньше 1,6 мм., а для зимней резины – меньше 4 мм.
При диагностике шин можно заметить, что износ резины не всегда является равномерным по всей поверхности. Одной из причин этого являются некорректные показатели давления внутри колеса. У перекаченной шины будет стёртой только центральная часть протектора, у недокаченной – быстрее изнашиваются боковые части. Но более серьёзной проблемой становится нарушение развала-схождения. Если положение колёс относительно кузова автомобиля и стойки амортизатора сбито, то проблему с неравномерным износом резины заменой покрышек не решить. Здесь нужно сначала обратиться в сервисный центр, отрегулировать углы положения колёс, а уже затем радовать свою машину «обновками». - Шина повреждена. Степень механических повреждений автомобильной резины, впрочем, как и масштабность их последствий, может быть совершенно разной. При небольших трещинах или проколах протектора достаточно просто посетить автосервис. Обнаружение порезов или проколов боковой части колеса – сигнал о том, что эксплуатировать машину в данный момент опасно. Ремонт бокового пореза радиальной шины не будет эффективным. Спасти ситуацию может лишь полная смена резины. Это касается и тех случаев, когда повреждение колеса настолько сильное и глубокое, что невооружённым взглядом видна деформация нитей корда, металлического каркаса шины. Такие повреждения обычно появляются вследствие сильных ударов колеса, например, о кромку глубокой ямы. Заметить их иногда можно только при осмотре ходовой части автомобиля или при проведении шиномонтажа.
- При движении ощутима вибрация. Заметная вибрация может быть вызвана вздутиями («грыжами», «шишками») на поверхности протектора. Причиной их появления часто является производственный брак или же механическое повреждение корда. Воздух, находящийся внутри шин под высоким давлением, стремится выйти наружу через подобную «пробоину». Результатом этого процесса становится появление тех самых «шишек». Игнорировать подобные дефекты резины не стоит, ведь создаваемые ими вибрации заметно ухудшают управляемость автомобиля, снижают его сцепление с дорогой, а также негативно влияют на состояние всех ведущих узлов машины. Кроме того, шина с «грыжами» может в любой момент лопнуть. Если это произойдёт во время движения машины на большой скорости, аварии не избежать.
Ориентируемся на сезон
Автомобильные шины, предназначенные для использования в разные сезоны, отличаются друг от друга следующими параметрами – химическими свойствами используемой в их составе резины и внешним видом (глубиной, рисунком протектора, наличием или отсутствием шипов).
Летняя резина
На летних шинах отсутствуют шипы и ламели (дополнительные мелкие надрезы, призванные увеличить площадь контакта изделия с дорогой). Рисунок протектора здесь менее глубокий. Сама же резина более жёсткая, отлично сохраняет форму, не плавится и не размягчается даже при очень высоких температурах. Она идеально подходит для движения на высоких скоростях, но при этом заметно быстрее изнашивается. Во всём разнообразии летней резины выделяют модели, идеально подходящие для спокойного, «ровного» вождения. Они достаточно тихие, имеют неидеальное сцепление с дорогой, но зато хватает их в среднем на три-четыре сезона.
В противоположность им – шины для любителей «прокатиться с ветерком». Такие модели более шумные, обеспечивают отличное сцепление с покрытием, но и стираются буквально за один-два сезона.
Зимняя резина
Резина, которую принято использовать в холодное время года, за счёт своей мягкости и эластичности обеспечивает автомобилю большее сцепление с дорожным покрытием. Она не подходит для быстрой езды. Эксплуатация при плюсовых температурах заметно ускоряет изнашивание шин. Однако, в целом зимняя резина намного долговечнее летней.
Выделяют два вида зимней резины – шипованная и фрикционная (ламелизированная).
Название первой говорит само за себя. Идеальное сцепление с дорогой, покрытой снегом или ледяной коркой, обеспечивается за счёт шипов. Последние спрятаны в глубоком протекторе. Шипованные шины достаточно шумные, имеют низкий индекс скорости (до 160-180 км/ч).
Фрикционные шины, в России именуемые «липучками», цепляются за дорогу при помощи ламелей. Рисунок протектора у таких шин может быть двух типов – европейский («ёлочкой», диагональный) и скандинавский (в основе – прямоугольники, иссечённые прорезями). Европейский рисунок идеально подходит для комфортного и безопасного движения в условиях мягкой зимы (от –5 до +3℃). Ламелей в нём меньше, а сами канавки для отвода воды заметно шире. Скандинавский протектор полностью реализует свой потенциал в суровом снежном климате (от –15℃). Очень удобно использовать зимнюю резину со столь грубым «узором» и на обледеневших дорогах. Особенностью скандинавского типа фрикционной резины считается наличие на шине технологических отверстий для дополнительной установки шипов.
Всесезонная резина
Всесезонная резина предназначена для круглогодичного использования. Наилучшим образом проявляет себя при температуре от – 7 до +15℃. При понижении градусов быстро твердеет, а при повышении – буквально плавится. Чаще всего «всесезонку» приобретают либо в качестве экстренного сменного варианта резины, либо с целью экономии денег. Рассуждать в этом случае о безопасности и комфорте движения не приходится.
Технические параметры для подбора автомобильной резины
Размеры
Подбирать новую автомобильную резину нужно в строгом соответствии с заданными техническими параметрами – шириной шины, высотой покрышки (профилем), посадочным диаметром колёсного диска.
Самый простой способ узнать необходимую информацию о размере шин – посмотреть на комбинацию букв и цифр, выдавленную на боковой поверхности уже установленной резины. Данные, указанные в формате ххх/хх Rх, считывать достаточно просто:
- первое трёхзначное число обозначает ширину шины в миллиметрах;
- второе двухзначное число – высота покрышки в процентах от ширины шины;
- латинская буква – показатель типа конструкции шины. В данном случае R - радиальный тип;
- последнее двузначное число – диаметр диска, который указывается в дюймах.
Диаметр колёсного диска и шины должны быть строго одинаковыми. Даже небольшие расхождения в данных значениях недопустимы. В очень редких случаях сам производитель предусматривает установку на переднюю и заднюю ось колёс разного размера. Но опять же речь здесь идёт о несоответствии именно ширины шин – задние могут быть заметно шире передних. Комплект дисков под такую резину будет называться разношироким.
Впрочем, многие автовладельцы останавливают свой выбор на резине, по ширине и высоте отличающейся от рекомендованной производителями. Результат не заставляет себя долго ждать: слишком большие шины заметно мешают движению из-за зацепов за колёсные арки, недостаточные по объёму – хуже управляются, сильнее нагружают подвеску (особенно при движении по неровному дорожному покрытию), а также способствуют увеличению расхода топлива.
Параметры шин также наносятся на наклейки, фиксируемые на центральной стойке кузова и на внутренней стороне лючка бензобака. Очень важно при считывании данных обращать внимание не только на модель автомобиля, но и на его комплектацию.
Ну и конечно, при необходимости всегда можно заглянуть в инструкцию по эксплуатации машины. В ней производитель в обязательном порядке расписывает, шины какого размера подходят для конкретной модели автомобиля.
Типы конструкций шин
Современные автомобильные шины, за редким исключением, являются бескамерными. Покрышка в них надёжно прилегает к диску за счёт специальных выступов (хабов) в конструкции последнего. Маркируются они отметкой «tubeless», в противовес камерным шинам, обозначаемым «tube type».
Автомобильная шина представляет собой не просто кусок прочной резины. Чтобы обеспечивать должное сцепление колеса с дорогой, смягчать удары и толчки на подвеску машины, эффективно передавать тягу, позволять колесу вовремя тормозить, гарантировать управляемость автомобиля в целом, она должна иметь надёжную, чётко выверенную конструкцию. Важной частью последней является корд. Он выступает несущим каркасом шины, придаёт ей определённую форму, наделяет необходимой прочностью. Основой корда становятся металлические и синтетические волокна. Иногда в его состав включают даже текстильные нити. В зависимости от типа укладки корда, автомобильные шины могут быть радиальными и диагональными.
Если нити корда (чаще всего металлические) укладываются одним слоем параллельно окружности колеса, не перекрещиваясь, перед нами радиальная шина. В шинах с диагональным типом конструкции синтетические нити корда укладываются слоями друг на друга по диагонали.
Радиальные шины улучшают управляемость автомобиля и его устойчивость на дороге во время движения, обеспечивают должный комфорт на высоких скоростях. Покрышки являются достаточно лёгкими. Благодаря большему пятну контакта с дорогой, они обеспечивают более качественное сцепление колёс с дорожным покрытием, как сухим, так и влажным. Кроме того, протектор автомобильной резины с маркировкой «R» изнашивается более равномерно, а сами шины служат заметно дольше диагональных.
Диагональные шины, чаще всего применяемые на коммерческом и грузовом транспорте, имеют более простую конструкцию. А значит, ремонт их будет более простым и дешёвым. Боковые части у диагональных шин более прочные и плотные. При движении по дорожному покрытию с мелкими выбоинами за счёт этого достигается заметное смягчение ударных нагрузок.
Тип протектора
Выбирая новые шины, обратите внимание и на тип протектора. Конечно, есть шины без протектора, так называемые «слики». На идеально ровном, сухом асфальте они обеспечивают максимальное пятно контакта колеса с дорогой, позволяя автомобилю развивать огромные скорости. Однако, в реальных дорожных условиях “гоночная” резина без протектора нефункциональна. И касается это, прежде всего, отсутствия у сликов защиты от «аквапланирования». Ведь именно благодаря качественному протектору удаётся избежать потери управления автомобилей при его попадании в лужу на большой скорости и полной потери контакта с покрытием.
Поэтому при выборе какого-то конкретного типа «рисунка на поверхности резины» обязательно нужно ориентироваться на условия (дорожные и погодные), в которых будут использоваться приобретаемые шины. Выше мы уже объяснили, насколько разными могут быть протекторы зимней и летней резины. Теперь расскажем о том, что такое симметричный и ассиметричный протектор, и какие их подвиды существуют.
У шин с симметричным протектором внутренняя часть колеса полностью зеркалит внешнюю. У таких покрышек нет чётко выраженной правой и левой стороны. Если на боковой поверхности конкретных моделей отсутствует дополнительная маркировка направления вращения, устанавливать подобную резину на автомобиль можно в любом положении. Шины с симметричным типом рисунка достаточно бюджетные.
Исходя из названия, у резины с ассиметричным протектором рисунок на правой и левой части поверхности не «отражается» друг в друге. Такие шины имеют наружную (более плотную, защищённую) и внутреннюю стороны. Из-за разницы в характеристиках сторон покрышка отлично ведёт себя при нагрузках во время поворота, сохраняет достаточно обширное пятно контакта с дорогой. Устанавливать такую резину нужно с учётом «положения сторон».
Симметричный ненаправленный рисунок протектора обеспечивает достаточную устойчивость машины на любом дорожном покрытии, гарантирует её хорошую управляемость, дарит водителю и пассажирам акустический комфорт. Зимние и летние покрышки с таким рисунком можно ставить на обе оси, так как никакой зависимости от направления движения резина не имеет. Впрочем, от рисков аквапланирования такие модели не избавляют.
Симметричный направленный тип протектора – идеальный вариант для езды по мокрым дорогам. Его отличительными особенностями выступают максимальное сцепление с дорогой и эффективный отвод воды, снега и грязи из области пятна контакта. Благодаря симметричному расположению желобков отвод происходит в обе стороны покрышки. Шины с таким видом протектора следует устанавливать на ось, ориентируясь на особую маркировку направления вращения (стрелка на боковой поверхности изделий).
Шины с асимметричным ненаправленным рисунком обладают отличной поперечной устойчивостью, хорошо противостоят деформации. Очень часто именно этот тип резины устанавливается на гоночных машинах, элитных спорткарах и машинах премиум-сегмента. К недостаткам, помимо высокой стоимости покрышек, можно отнести неудобство их использования на некачественном дорожном покрытии (чувствоваться будет буквально каждая небольшая ямка и выбоина).
Протектор с асимметричным направленным рисунком встречается очень редко. Объясняется это сложностью установки самих шин – учитывать приходится как направление вращения колеса, так и его ориентацию непосредственно на оси. Да и обслуживание машины после проведённого монтажа покрышек затрудняется. Согласитесь, что, возить с собой сразу несколько «оригинальных» запасок нелогично и неудобно.
АТ, МТ и НТ
Иногда на автомобильных покрышках внедорожников встречаются дополнительные обозначения, касающиеся характера протектора и его пригодности для использования в конкретных дорожных условиях. Речь идёт об аббревиатурах АТ (Аll terrain), МТ (Мud terrain) и НТ (Нighway terrain).
Шины с пометкой АТ считаются более универсальными. Они идеально подходят для движения по любому типу дорожного покрытия, включая лёгкое бездорожье. Рисунок подразумевает широкие продольные и поперечные канавки для отвода воды и грязи, крупные «внедорожные» блоки.
Резина МТ – лучший выбор, если вы планируете часто преодолевать суровое бездорожье. Рисунок протектора – ярко выраженные, отдельно стоящие высокие блоки. Расстояние между рёбрами «узора» большое, присутствует очень много острых кромок, на боковой поверхности покрышек имеются специальные грунтозацепы. На такой резине не удастся сильно разогнаться на шоссе, расход топлива получается большой, да и износ покрышек заметен сразу. Подобные шины на обычной асфальтовой дороге не только очень шумны, но и достаточно опасны, ведь редкие блоки протектора плохо цепляются за поверхность ровного покрытия.
НТ – вариант резины, подходящий для движения как по ровному асфальту, так и в условиях лёгкого бездорожья. Но устанавливаются такие шины исключительно на внедорожники. Профиль у НТ выше АТ, а боковины жёстче. Рисунок состоит из 4-5 относительно тонких рёбер, к которым плотно прилегают блоки. Центральная канавка для отвода грязи и воды достаточно широкая, а количество мелких поперечных бороздок заметно больше, нежели у АТ.
Примечание по зарубежной продукции
Если сравнивать шины зарубежных производителей, можно заметить, что при одинаковых размерах, типах конструкции и рисунках протектора, изделия могут различаться между собой ещё по нескольким важным параметрам. Прежде всего это, индекс скорости и нагрузки. Индексом скорости фиксируется максимально допустимая скорость, которую способна выдержать шина определённой конструкции. Индекс обозначается в технических характеристиках латинской буквой. Каждой букве соответствует цифровое значение – от 120 до 300+ км/ч. Согласно индексу нагрузки определяется, какую максимальную нагрузку способна выдержать выбранная вами шина.
Должное внимание при покупке новой резины из-за рубежа стоит уделить следующим параметрам:
- Treadwear (скорость износа покрышки);
- Traction (класс сцепления по коэффициенту замедления);
- Temperature (класс отведения тепла при движении);
- Runflat (показатель наличия жёсткой и толстой боковины покрышки);
- Индекс шумности (уровень шума, производимого шиной при движении, измеряется в децибелах);
- Индекс экономии топлива (в зависимости от уровня сопротивления качению, от экономного A к «расточительному» G);
- Индекс сцепления с дорогой (по длине тормозного пути на асфальте).
Маркировка перечисленных параметров производится согласно требованиям DOT (Department of Transportation, зарубежный аналог Министерства транспорта).
Такие разные цены
Цены на рынке автомобильной резины подчас очень разнятся. Самыми значимыми факторами, влияющими на стоимость той или иной модели, являются:
- Производитель. Продукция именитых брендов (Continental, Michelin, Goodyear, Yokohama, Cooper, Pirelli, Bridgestone), естественно, более дорогая. Однако, и у известных фирм практически всегда присутствуют бюджетные линейки продукции. Всегда радуют своими предложениями финская марка Nokian и корейская Hankook. Значительно сэкономить можно, отдавая предпочтение шинам китайских производителей (Triangle, Goodride, Linglong, Firenza, Infinity, Sunny);
- Степени прокаченности изделия. Например, шины с упомянутой нами технологией Runflat будут заметно дороже моделей, в которых дополнительное оснащение боковых сторон покрышки отсутствует;
- Размер изделия. Чем больше диаметр, тем стоимость выше.
Как не купить подделку?
Оградить вас от покупки поддельной резины поможет обычная внимательность. Выбирайте шины, не спеша, тщательно осматривая их внешне и сверяя реальные характеристики товара с информацией, указанной в документации. Сомнения в подлинности резины должны вызвать следующие моменты:
- любые расхождения в технических данных. Не стесняйтесь сравнивать то, что вписано в прилагаемый к изделию сертификат качества и данные, указанные на боковой поверхности шин;
- несоответствие рисунка и глубины протектора;
- наличие на боковой поверхности шин даже минимальных трещин и вздутий;
- отсутствие цветной разметки на кромке, прилегающей к ободу. Разными цветами производитель маркирует определённые части покрышки, указывая их свойства. Например, белый цвет означает, что данная часть покрышки самая гибкая. В красный цвет выкрашена самая плотная и тяжёлая часть изделия и т.д. Если никаких отметок нет – перед вами 100% подделка;
- неправильное написание марок, особенно проверенных и популярных;
- неравномерная окраска изделия. По стандартам качества, резина должна быть одинакового цвета как с внутренней, так и с наружной стороны;
- изменение цвета резины после протирания её влажной тканью. Качественное изделие, в отличие от фальсификата, при подобном воздействии не светлеет.
К сожалению, понять, что покупка автомобильной резины была неудачной, можно уже после совершения сделки. Один из самых очевидных признаков подделки – заметное снижение внутреннего давления в шинах уже в первые недели использования. Причиной тому становится интенсивное расслоение резины, часто возникающее из-за неправильного хранения изделия. По прошествии определённого времени указанные недостатки могут спровоцировать серьёзные автопроблемы.
Можно ли сэкономить?
Новая резина
Сэкономить на покупке новых автомобильных шин вполне реально. Эксперты советуют обратить внимание на два момента:
- старайтесь приобретать резину в межсезонье. С мая по сентябрь нет огромного спроса на зимние шины, а с января по март мало кто из автовладельцев задумывается о покупке качественной летней резины. Цены на саму продукцию в межсезонье, естественно, ниже не станут. Но за счёт того, что ажиотаж на резину в эти периоды ниже, выбор покрышек, в том числе и бюджетных, в магазинах заметно разнообразнее.
- следите за акциями и спецпредложениями. Часто автомагазины, зная о скором поступлении обновлённой линейки товаров от того или иного производителя, радуют клиентов скидками. Уловив момент, когда продавцы стараются поскорее освободить пространство для новых, более прокаченных и, соответственно, более дорогих моделей шин, можно приобрести вполне качественный комплект резины по адекватной цене.
Б/У
Если вы решили отдать предпочтение покупке б/у шин, обязательно выясните, когда резина была произведена и сколько времени активно эксплуатировалась. Важно проверить наличие грамотной маркировки изделий. Каждую шину нужно тщательно осмотреть снаружи и внутри, убедиться в отсутствии на её поверхности микротрещин и шишек. В идеале нужно проверить шины на наличие дисбаланса. Теоретически найти на авторынке подержанные покрышки хорошего качества можно. Однако, шанс попасть на полностью убитую, но умело «задекорированную» нерабочую резину гораздо выше.
Восстановленные шины
Широкое распространение среди владельцев грузовиков сегодня получила «восстановленная резина». Она представляет собой бывшие в употреблении, а часто полностью выработавшие свой ресурс шины с полностью изношенным протектором, на которых «наварен» новый верхний слой резины. За счёт нового материала восстанавливается рисунок протектора, и шина внешне приобретает заводской вид. Стоит восстановленная резина дешевле, чем новая. Именно выгодной стоимостью она и привлекает автолюбителей. При этом вопроса, может ли быть безопасной подобная покупка, у многих из них, к сожалению, даже не возникает.
Заключение
К выбору автомобильных шин стоит подходить достаточно серьёзно. Учитывать нужно, прежде всего, технические параметры будущей автообновки. Они должно полностью совпадать с рекомендациями производителя машины. Важно чётко понимать, в каких дорожных и погодных условиях будет эксплуатироваться автомобиль, какие нагрузки он при этом будет испытывать.
Во время планирования покупки шин нелишним будет ознакомиться со сравнительными тестами, которые автоэксперты часто публикуют на просторах Интернета. Беспристрастная оценка конкретных моделей от самых разных производителей – отличная помощь в поиске вашей «идеальной резины».
Желание сэкономить при покупке шин вполне обоснованно, ведь полный комплект новой резины – удовольствие не из дешёвых. Однако, и экономить можно и нужно с умом, например, отслеживая сезонность продаж или ловя дилерские скидки. Важно понимать, что решение купить заведомо некачественную резину на автомобиль с целью экономии денег – в корне неверно. Срок службы подобных изделий будет заметно ниже, не получится избежать и проблем с их ремонтом. Но главное – используя несоответствующие стандартам качества шины, вы сознательно подвергаете риску жизнь всех участников дорожного движения. А это недопустимо.