Обильные осадки, понижение температуры, и вот уже весь поток скользит по накатанной, уповая на то, чтобы дорожная служба поскорее обработала покрытие реагентами. Подобная мера, конечно, повышает проходимость на обледенелой трассе, вот только автомобилистам она грозит новой серьёзной проблемой. Под воздействием противолёдных средств заметно портится состояние металлического кузова, лакокрасочного покрытия, резиновых и пластиковых элементов машины. За один холодный сезон она может влёгкую покрыться очагами коррозии, начать гнить буквально на глазах.
Почему это происходит?
Скользкие зимние дороги в России чаще всего посыпают смесью песка и технической соли. Дёшево и сердито. Надо признать, что с обледенением такой состав борется на ура. Вот только кузову подобная «приправа» к снежной каше приходится не совсем по вкусу.
Песок, летящий из-под колёс, царапает днище получше любого абразива. Соли соляной, кальциевой или муравьиной кислоты, оседая на рабочих поверхностях машины, вступают с ними в реакцию. Агрессивное взаимодействие приводит к постепенному разрушению материалов. Особенно опасным и в итоге самым дорогостоящим оказывается контакт реагентов с металлом.
В чём соль?
При длительном контакте с водой металл окисляется. Погодные условия в холодное время года и без того способствуют этому процессу, ведь осадков выпадет много, а испарение влаги с поверхности кузова оказывается минимальным. Если же в дело включается любая из перечисленных солей, разрушение металла усиливается в разы. Происходит это из-за того, что соль является электролитом, а сам процесс образования коррозии имеет электрохимическую природу.
Соль разрушает оксидную плёнку металла, буквально оголяя его поверхность. В таком состоянии металлические детали оказываются более восприимчивы к агрессивному контакту с реагентом. Следовательно, и скорость проступания на них ржавчины заметно увеличивается. Активно помогает распространению «рыжиков» наличие на кузове даже едва заметных сколов и царапин. С наступлением зимы риск получения машиной подобных мелких ран лишь возрастает, так как к летящим из-под колёс гальке и щебню на дороге добавляются песок и куски льда.
Чем защитить?
Пережить непростой зимний сезон поможет заранее организованная защита машины от реагентов. Она может быть двух типов – физическая и химическая.
Физическая защита
Подкрылки и брызговики
Прежде всего, нужно позаботиться об установке на машину увеличенных брызговиков и пластиковых подкрылок. Брызговики в принципе входят в обязательную комплектацию любого автомобиля. Однако, многие автолюбители ими почему-то пренебрегают. А зря, ведь этот аксессуар препятствует разбрызгиванию снежной и одновременно с этим грязе-солевой каши из-под колёс. Увеличенные, более эргономичные по форме брызговики заслоняют собой часть днища и нижней части кузова машины от песка, грязи и ядрёных химикатов. Их установка – это проявление заботы как о своём авто, так и о других участниках дорожного движения.
Ещё одним барьером от снежной каши и реагентов служат пластиковые подкрылки, выстилающие колёсные арки. В последние, как известно, очень любит набиваться снег. Образующаяся при его таянии солёная вода проникает даже в едва заметные трещины и швы конструкции и начинает стремительно разъедать металл. Подкрылки заслоняют собой уязвимые участки кузова, минимизируя зону контакта металла с реагентами. Без них колёсные арки начинают крошиться буквально через пару снежных сезонов.
Виниловая плёнка
Чтобы снизить риск появления ржавчины на автомобильном кузове, можно буквально закатать своего железного коня в виниловую плёнку. Винил – не только один из самых распространённых и эффектных видов автотюнинга. Он без сомнения может считаться и одним из самых действенных способов защиты машины от царапин, а значит, и последующей атаки её опасными реагентами. Причём рассчитана такая защита явно не на один сезон. Именно поэтому оклейка винилом требует заметных вложений. Да и саму закатку рекомендуется доверять лишь профессионалам. Так как нарушение технологии грозит не только внешним несовершенством, но и появлением пузырей и «карманов», в которых приправленная солью грязная вода обязательно будет скапливаться и незаметно для автовладельца разъедать кузов.
Место для стоянки
Организация стоянки в зимний период требует грамотного подхода. И здесь не всё так однозначно. Самым оптимальным всегда признавалось хранение машины в тёплом гараже или паркинге. В подобных условиях сам собой снимается вопрос о замерзании стеклоподъёмников и дверных замков, сводится к нулю риск возникновения проблем с запуском двигателя. А вот риск ускорения коррозии в гараже, как ни странно, возрастает. И связано это, прежде всего, с тем, что в тёплом помещении налипшие на кузов снег и лёд начинают усиленно таять. Влажность воздуха резко повышается. Добавьте к этому присутствие осевшей на поверхностях соли, и станет понятно, почему окисление металла запускается так стремительно.
Чтобы избежать подобной проблемы, машину перед постановкой в гараж стоит обязательно очищать от снежной каши. В самом же помещении нелишним будет организовать хорошую вентиляцию.
В стоянке машины под открытым небом тоже есть несколько важных нюансов. На улице отсутствуют проблемы с вентиляцией. Снежная каша, набившаяся в колёсные арки и примёрзшая к днищу машины, на морозе не тает. Холод в принципе замедляет протекание коррозионного процесса. Зато и от резких температурных провалов автомобиль совершенно не защищён. Вода, в течение дня попавшая в микросколы и царапины на покрытии, при снижении температуры неизбежно замёрзнет, а значит, объём её увеличится. А это верный путь к появлению на поверхности краски заметных трещин. Исправление подобных дефектов обойдётся автовладельцу в копеечку. Да и риск в одно прекрасное утро не открыть машину или же просто её не завести в подобных условиях достаточно высок.
Мойка
Мыть машину зимой нужно обязательно. Более того, мыть её стоит более тщательно, чем в тёплый период. В идеале это нужно делать бесконтактным способом: вода в этом случае подаётся под давлением, что позволяет вымывать остатки грязи и соли из самых труднодоступных участков. В зоне особого внимания во время зимней мойки должны оказаться днище, колёсные арки, брызговики и пороги. На многих мойках можно выбрать специальный щелочной шампунь, компоненты которого (гидроксид-анионы) сдерживают развитие коррозии.
Частоту проведения водных процедур каждый автовладелец, естественно, определяет сам. Однако, не стоит забывать, что, чем дольше на кузове присутствует грязь с солью, тем активнее на нём будут появляться очаги ржавчины.
Химическая защита
Антикор
Автопроизводители обрабатывают днище и колёсные арки машин антикоррозийным составом ещё до их схода с конвейера. Поэтому и бытует мнение, что новые машины дополнительно защищать антикором просто излишне. А вот для авто в возрасте подобная мера жизненно необходима. Впрочем, обновить защитный слой даже у моделей без значительного пробега вам никто не помешает. Ведь ничего кроме пользы антикор не принесёт.
Для обработки используется специальное резинобитумное покрытие, нанести которое при желании можно и самостоятельно. Принципиально важно проводить данную процедуру в респираторе и в тёплое время года. Перед обработкой лонжероны или раму, пороги и арки тщательно очищают. Нанесённый на поверхность антикор со временем застывает на ней в виде своеобразной полимерной брони. Под ней металлу не страшны никакие реагенты.
Полироль
Сохранить лакокрасочное покрытие (ЛКП) в идеальном состоянии, а параллельно и снизить риск образования ржавчины от контакта с реагентами в местах повреждения краски помогает полироль. Средство заполняет собой имеющиеся мелкие сколы и царапины, образуя на обрабатываемых поверхностях плотную плёнку. Она ограждает покрытие и проблемные участки с «открытым» металлом от прямого контакта с солями, буквально отталкивая от них грязь и воду. Если реагенты всё же осядут на покрытой полиролем поверхности, смыть их не составит особого труда.
Полироль можно нанести на лакокрасочное покрытие, как обратившись к специалистам, так и самостоятельно. Процедура это не самая сложная. Главное – выбрать подходящее именно вашей машине защитное средство.
Сейчас на рынке можно найти защитные полироли для ЛКП самых разных видов, в зависимости от предпочитаемого способа нанесения и активного действующего вещества.
Можно выделить жидкие и плотные полироли. Первые имеют качественные гидрофобные составы и выпускаются обычно в форме спрея. Их достаточно распылить на чуть влажный кузов и хорошенько протереть салфеткой. Защита от грязи и реагентов будет обеспечена примерно на 1-3 месяца. Срок этот зависит от количества осадков, а также от частоты и интенсивности моек.
Более плотные полироли в своей основе имеют воск. Наносить их следует на абсолютно сухие поверхности. Сам процесс полировки отнимает больше времени и сил, поэтому доверить её лучше профессионалам. При неравномерном распределении воска защита лакокрасочного покрытия окажется неполноценной, да и внешний вид машины заметно пострадает, она будет казаться пятнистой, неровно окрашенной. Восковая защита работает примерно 6-9 месяцев.
Если есть желание оградить машину от воздействия коррозии на больший срок (до года), можно воспользоваться кварцевым полиролем. Его наносят также на сухой кузов, стараясь равномерно распределить по всем элементам. В таких «керамических доспехах» машина с достоинством выдержит натиск солей и кислот, не страшны ей окажутся ни брызги влажного песка, ни ледяные осколки. Да и лоска внешнему виду явно добавится – автомобиль будет буквально сиять.
Защита деталей из пластика и резины
От дорожных реагентов портится не только металл. Огромный ущерб соли наносят и деталям, выполненным из пластика и резины. В качестве защиты в этом случае используется силиконовая смазка. Дополнительно она сможет обезопасить детали и от рассыхания на морозе. Резину для снижения восприимчивости к дорожным реагентам обычно заблаговременно чернят.
Зимой особой защиты требуют и фары. От контакта с солью, микроцарапин от песка и систематического оледенения они мутнеют и начинают светить менее ярко. Восстановить прозрачность фар можно их полировкой с использованием специальных очистительных средств.
Вместо заключения
Избежать контакта противолёдных реагентов и кузова машины зимой невозможно. Однако, в силах каждого автомобилиста сделать это взаимодействие максимально безопасным. Наиболее эффективной защита машины от воздействия соли оказывается только при комплексном применении перечисленных нами средств и методов. Не экономьте на качественной, функциональной автохимии, ухаживайте за своим автомобилем, вовремя очищая его от намёрзшей грязи и снега, озадачьтесь организацией грамотной его зимней стоянки, и тогда серьёзных последствий от принятия машиной ежедневных «солевых ванн» можно будет избежать.