Внесением изменений в конструкцию автомобиля признаётся установка на него деталей и оборудования, не предусмотренных изготовителем изначально. Узнать, относятся ли используемые в работе (ремонте, восстановлении, тюнинге) детали к числу рекомендуемых, можно, заглянув в техническую документацию транспортного средства. В последней легко отыскать информацию о подходящих оригинальных и альтернативных запчастях для каждой конкретной модели автомобиля.
Сегодня мы расскажем, какие действия необходимо будет выполнить для узаконивания изменений, внесённых в конструкцию машины, что грозит автолюбителю в случае нелегальной установки неучтённых производителем деталей и оборудования, а также заострим внимание на том, нужно ли официальное разрешение ГИБДД на покраску машины и замену её мотора.
Правовая база
Внесение изменений регламентируются техническим регламентом Таможенного союза. Перед проведением процедуры необходимо получить разрешение ГИБДД. Согласно Федеральному закону №208-ФЗ от 28.06.2022, выдача официального разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется только после уплаты госпошлины. Размер последней составляет 1 000 рублей.
Разрешение можно не получать только в том случае, если устанавливаемое оборудование прописано в качестве допустимого в документах производителя для конкретной марки автомобиля. Например, при выпуске той или иной модели изготовитель прописал, что в ней могут быть установлены противотуманные фары. Однако, в выбранной вами комплектации этой модели данный вид освещения почему-то отсутствует. Самостоятельная установка противотуманок в данном случае не потребует дополнительного обращения в Госавтоинспекцию и не повлечёт за собой серьёзных проблем в будущем. Если бы никаких упоминаний об этом типе фар в техдокументации не было, монтаж их без официального разрешения считался бы противозаконным. А подобные действия стали бы основанием для наложения на водителя реальной административной ответственности.
Алгоритм действий
Порядок узаконивания изменений вполне прост и логичен. Он подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Предварительная техническая экспертиза. Она проводится в специализированной лаборатории, которая в обязательном порядке должна быть аккредитована Евразийским экономическим союзом. Запланированные изменения будут оценены с точки зрения безопасности. Если специалисты не будут иметь претензий к элементам модернизации машины, на руки вам будет выдано положительное заключение. Подобных лабораторий на территории нашей страны всего 23. Несмотря на появляющуюся в автомобильной среде информацию, возможности дистанционной оценки переоборудования транспортного средства (по фотографиям) пока не существует. Экспертиза проводится только при очном осмотре машины.
- Получение разрешения. Заключение предоставляется в Госавтоинспекцию. На основании этого документа сотрудники ведомства подготовят и выдадут вам разрешение на внесение конкретных, чётко обозначенных изменений.
- Внесение запланированных изменений.
- Прохождение полного технического осмотра транспортного средства.
- Прохождение повторной технической экспертизы.
- Оплата государственной пошлины. Размер платежа за выдачу нового свидетельства о регистрации автомобиля составляет 500 рублей. Пошлина за непосредственное внесение изменений - 350 рублей.
- Получение в ГИБДД оригинала обновлённого свидетельства регистрации автомобиля, а также фиксация “улучшений” в его техническом паспорте.
Важно!
Если "незаконно прокаченный" автомобиль перешёл вам в наследство или был куплен, перерегистрация его будет достаточно проблематичной. Первым этапом мытарств станет снятие всех элементов тюнинга. После чего надо будет зарегистрировать транспортное средство, получить на него все необходимые документы. А уже после этого заняться получением разрешения на внесение изменений в конструкцию и дальнейшим их узакониванием.
Чем грозит неофициальное внесение изменений?
Административная ответственность за незаконные изменения, согласно ст. 12.5 КоАП, сводится к выплате 500 рублей штрафа. Кроме штрафа, инспектор в обязательном порядке выписывает предписание о приведении машины к изначальному, заводскому состоянию. Если предписание игнорируется автовладельцем в течение 10 дней, повторная внеплановая проверка машины может послужить основанием для снятия транспортного средства с регистрации. Неприятным дополнением к этому станет пополнение водителем государственной казны на 5 000 рублей.
Впрочем, за некоторые изменения, нелегально внесённые в конструкцию, наказания могут быть куда более серьёзными. Так, например, монтаж мигалки на крышу машины грозит автолюбителю лишением прав на 12-18 месяцев. Если без официального разрешения вдруг установлены фары с красными огнями, то лишиться возможности управлять транспортным средством можно на 4-6 месяцев. За "мигалку и крякалку" можно потерять права на полтора года ("обвес”, кстати, будет также конфиксирован сотрудниками ведомства). На этот же срок вас отстранят от управления автомобилем при монтаже цветографических схем оперативных служб. За решение сделать свою машину максимально похожей на легковое такси без должных на то причин можно поплатиться штрафом в 5 000 рублей.
Особые случаи
Понятно, что все изменения в конструкцию никоим образом не должны отражаться на безопасности эксплуатации автомобиля. С этой точки зрения опасения инспекторов относительно устанавливаемых на машину элементов тюнинга вполне обоснованы. А как быть если речь идёт, например, о покраске машины в другой цвет? Насколько эта процедура является легальной и безопасной в конечном итоге? А если вдруг требуется экстренно заменить само сердце машины. Будет ли это признаваться изменением в конструкцию авто, и надо ли как-то по-особому узаконить установку нового двигателя?
Покраска авто: надо ли регистрировать?
Законодательно смена заводского оттенка кузова транспортного средства, как и нанесение аэрографии, оклейка машины стикерами или плёнкой, на территории нашей страны не запрещена. Официального разрешения для её проведения не требуется, внесением изменений в конструкцию авто это также не считается. Однако, некоторые ограничения всё-таки имеются. Если площадь покрашенного или оклеенного участка равна или превышает 50% всей площади поверхности машины, необходимо обратиться в ГИБДД для отображения изменений в ПТС. Инспекторы зафиксируют в документах новый преобладающий цвет поверхности в качестве официального. Не забывайте, что когда оклейка машины вам надоест, и вы решите её снять, нужно будет снова обратиться в Госавтоинспекцию. Делается это для того, что зафиксировать изменения во внешнем виде машины в техническом паспорте транспортного средства. На переоформление документов в инспекции водителю даётся 5 дней с момента перекраски авто.
Кроме того, строго запрещено при изменении цвета автомобиля имитировать на нём окраску транспорта специального назначения. Игнорирование этого требования может лишить вас прав на полтора года. Если автолюбитель решил покрасить свою машину "под такси", не имея при этом никакого отношения к таксомоторной службе, ему грозит штраф от 5 000 рублей.
За езду на автомобиле с непереоформленным цветом можно получить реальный штраф, а при повторной проверке и лишиться прав на управление транспортным средством на 3 месяца.
Замена двигателя машины
После принятия решения о замене двигателя, номерного агрегата, данные о котором обязательно вносятся в VIN, действовать можно несколькими способами. Самым простым окажется приобретение и установка полностью идентичного нового или подержанного мотора.
Если вы покупаете новый или б/у двигатель той же модели, но наделённый более совершенными функциональными характеристиками, стоит убедиться, прописывает ли производитель возможность такой замены в технической документации автомобиля. В противном случае ваши действия могут быть признаны внесением изменений в конструкцию. Экспертизы, технический осмотр транспортного средства, оплата пошлин заметно увеличит стоимость и продолжительность проведения замены двигателя.
Обращения в ГИБДД и всю сопутствующую бумажную и техническую волокиту не избежать при замене изношенного мотора совершенно новым или подержанным двигателем другой модели. Установка его без разрешения специалистов ведомства совершенно точно будет незаконной. Порядок оформления изменений, внесённых в конструкцию в данном случае, проводится согласно описанного нами выше алгоритма.
Краткие выводы
Установка запасных частей или оборудования, не прописанного производителем в технической документации к конкретной модели авто, признаётся внесением изменений в конструкцию транспортного средства. Подобные действия, осуществляемые без официального разрешения со стороны ГИБДД, являются незаконными. Без разрешения допустимо производить покраску и оклейку машины. Однако, результат этих процедур всё же придётся официально задокументировать в ведомстве.
Серьёзное отношение законодательства к любым изменениям конструкции автомобиля объясняется стремлением к максимальной безопасности дорожного движения. Усовершенствования не должен приводить к неисправности машины, делать её пребывание на трассе опасным или некомфортным для других водителей.