Все города
Выберите город:
Москва Санкт-Петербург Абакан Анадырь Ангарск Архангельск Астрахань Балаково Барнаул Белгород Бийск Биробиджан Благовещенск Братск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Воронеж Горно-Алтайск Грозный Дзержинск Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Кемерово Киров Комсомольск-на-Амуре Кострома Краснодар Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Магас Магнитогорск Майкоп Махачкала Мурманск Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Орел Оренбург Орск Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Прокопьевск Псков Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Саранск Саратов Севастополь Северодвинск Симферополь Смоленск Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Сургут Сыктывкар Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Череповец Черкесск Чита Шахты Элиста Энгельс Южно-Сахалинск Якутск Ярославль
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Работаем с 1998 года!
Без выходных!
Ремонт карданных валов Балансировка карданных валов Производство карданных валов Продажа карданных валов Автомобили и техника

Как часто нужно менять тормозные колодки?

Эффективность торможения автомобиля, а следовательно, его управляемость и безопасность передвижения во многом зависят от работы тормозных колодок. Сегодня разберёмся, что из себя представляют эти детали, какими они могут быть, с какой периодичностью их следует менять, а также перечислим признаки, указывающие на то, что данные элементы тормозной системы находятся в критическом состоянии.

Устройство

Конструкция тормозной колодки включает в себя стальную пластину и закреплённую на ней фрикционную накладку. Последняя выполнена из высокопрочных материалов, способных выдерживать постоянное трение, а также воздействие очень высоких температур. От характеристик фрикционных накладок зависит не только срок службы колодок и диска, но и эффективность самого торможения, усилие, которое нужно приложить для выжимания тормозной педали, шумность работы узла и даже степень загрязнения окружающей среды продуктами износа его деталей.

Колодки в современных автомобилях могут быть оснащены фрикционными накладками пяти основных типов:

  • полуметаллические, выполненные из мелкой стальной стружки и скрепляющих элементов (соотношение 50/50). Износостойкость и функциональность подобных накладок оказывается на высоте. Однако, они очень быстро нагреваются, считаются очень шумными и совсем не экологичными;
  • малометаллические накладки на 15-30% состоят из стали. Кроме того, в них присутствуют медь, прочные синтетические волокна и скрепляющие частицы. Отличает эти детали высокий коэффициент трения, стойкость к нагреву, предрасположенность к быстрому охлаждению. Стираются и «пылят» колодки с такими накладками менее интенсивно, но шума при этом производят также много;
  • органические накладки не содержат в своём составе стали. Металл вытеснен смесью каучука и песка, стекла или кевлара. Такие элементы менее функциональны, нежели металлосодержащие. Но зато они позволяют сделать торможение максимально плавным и тихим, а также заметно уменьшают износ самого тормозного диска;
  • керамические накладки выполнены из спечённой смеси керамики и частиц металла. Они отличаются завидной износостойкостью, бережны по отношению к диску. Однако, при недостаточно прогретых тормозах оказываются менее эффективными, нежели модели перечисленных выше типов. Керамические накладки разработаны для тормозных узлов автомобилей с высокомощными двигателями;
  • металлические накладки из спечённой стали без каких-либо примесей – идеальный вариант для колодок гоночных спорткаров. Выдерживая сверхнагрузки, они между тем требуют приложения заметного усилия при выжимании педали, производят очень много шума и достаточно быстро «съедают» диск.

Виды

Колодки могут быть двух видов – для дисковых и барабанных тормозов. Барабанные устанавливаются обычно на задней оси автомобиля. Замедление осуществляется за счёт соприкосновения каждой из двух неподвижных колодок с поверхностью вращающегося вместе с колесом цилиндра (барабана). Принцип работы дисковых колодок несколько иной: при нажатии на педаль поршень главного тормозного цилиндра сдвигается, создавая в магистрали дополнительное давление рабочей жидкости. За счёт этого давления колодки, обычно устанавливаемые на переднюю ось машины, с обеих сторон прижимаются к диску, и машина постепенно замедляет ход.

В процессе торможения соприкасающиеся друг с другом диск/барабан и колодки очень сильно нагреваются. Так как за время поездки водитель жмёт на тормозную педаль не раз и не два, износ деталей происходит достаточно стремительно.

Чтобы подбор колодок по функционалу не вызывал трудностей, производители часто придерживаются единообразной цветовой маркировки их пластин:

  • для ежедневного использования при условии спокойного вождения подходят детали с чёрными пластинами. Они справляются со своими задачами при нагреве до 400º С;
  • автомобилистам с агрессивной манерой вождения лучше отдать предпочтение элементам с зелёными пластинами, сохраняющими свой функционал при нагреве до 650⁰ С;
  • на спорткары логичнее устанавливать особо прочные красные колодки, обеспечивающие эффективное торможение даже при нагревании до 750⁰ С;
  • голубые, синие, а иногда и жёлтые узловые детали с рабочей температурой до 900⁰ С предпочтительно использовать для быстрой езды как по дорогам общего пользования, так и в условиях кольцевых гонок;
  • оранжевые пластины, выдерживающие нагрев до 1000⁰ С, производители устанавливают на профессиональные гоночные автомобили.

Частота замены

По рекомендациям

Оптимальная частота замены колодок изначально определяется производителем автомобиля. Соответствующую информацию можно найти в руководстве по эксплуатации машины. Срок службы колодок дисковых тормозов в среднем составляет около 30-50 тысяч километров. Замену колодок барабанных тормозов, испытывающих заметно меньшие нагрузки, стоит проводить каждые 80 тысяч километров. Впрочем, все эти цифры актуальны лишь при использовании оригинальных комплектующих, неагрессивном стиле вождения и езде по качественным ровным дорогам. В России выполнить все требуемые условия даже при огромном желании не всегда представляется возможным.

На практике обновлять колодки приходится гораздо чаще. Смещение сроков проведения этой процедуры зависит сразу от нескольких факторов:

  • от модели и марки автомобиля. Логично, что колодки малолитражки можно менять гораздо реже, нежели колодки тяжёлого кроссовера или спорткара, обладающего более мощным двигателем. Если говорить про марки, то, по мнению ремонтников, отечественные машины требуют замены деталей узла каждые 12-15 тысяч километров, в то время как зарубежные – каждые 17-20 тысяч километров;
  • от индивидуального стиля вождения. Чередование разгонов с резким торможением очень быстро изнашивает фрикционный материал накладок. Впрочем, «рывковая езда» – это не только про лихачество на дорогах, но и про пробки на них. Избежать последних в условиях города, к сожалению, не удаётся даже самым дисциплинированным водителям. Износ накладок в этом случае также будет достаточно стремительным;
  • от реальных условий эксплуатации машины. Быстрее всего стираются фрикционные накладки при передвижении по скоростным трассам и дорогам в горной местности. Преодолевая перевалы и серпантины, водителю постоянно приходится сбрасывать скорость на спусках и в момент вхождения в повороты. Колодки при этом разогреваются до предела. Ускоренному разрушению элементов тормозного узла способствуют оседающие на них пыль, песок, грязь, реагенты. Летом дополнительную термонагрузку на детали тормозной системы оказывает буквально плавящийся на солнце асфальт;
  • от материала, из которого выполнены детали узла. Примечательно, что многие производители для изготовления фрикционных накладок используют материалы собственной разработки. В зависимости от характера применяемых сплавов, качества каучука или керамики меняется не только стойкость деталей к нагрузкам, но и их жёсткость. Последняя характеристика напрямую связана со сроком службы колодок. Недостаточно жёсткие элементы стираются быстрее, зато они меньше воздействуют на тормозной диск. Колодки с накладками из более твёрдых материалов служат заметно дольше, но быстрее приводят в негодность диск;
  • от типа коробки переключения передач. Машины, оснащённые «автоматом», ещё некоторое время после отпускания педали акселератора разгоняются по инерции. Поэтому педаль тормоза их водителям приходится выжимать гораздо чаще. Использование же ручной коробки передач, переключённой на режим низких оборотов, позволяет передвигаться даже в особо сложных условиях, практически не притормаживая.

По факту

Определять частоту замены колодок только по пробегу машины в корне неверно. Учитывать нужно, прежде всего, остаточную толщину фрикционных накладок. Незамедлительно заменить деталь новой следует тогда, когда этот показатель составляет менее 2 мм (± 0,5 мм). Оценить толщину накладки можно визуально, особенно если литые диски имеют большие отверстия, или же используя штангенциркуль.

Многие автомобили сегодня оснащены датчиками, отслеживающими состояние фрикционных накладок. При получении данных об их истирании бортовой компьютер подаёт водителю сигнал о необходимости замены узла. Соответствующий индикатор высвечивается на дисплее приборной панели.

Некоторые модели колодок оснащены «пискунами». Эти специальные пластинки при критическом истирании накладок соприкасаются с диском, издавая при этом резкий предупреждающий звук.

Красные флаги

Существует ряд тревожных симптомов в работе тормозной системы машины, сигнализирующих о выходе колодок из строя.

Заметное увеличение тормозного пути говорит о том, что фрикционные накладки стёрты полностью. Торможение происходит за счёт соприкосновения диска и непосредственно металлического основания колодки. Подобные ситуации нередко сопровождаются неожиданной блокировкой колёс, а это более, чем опасно.

Уход машины в сторону при торможении свидетельствует о неравномерной изношенности накладок. Суппорт, обеспечивающий плотное прижимание пластин к диску, перестаёт справляться с поставленной задачей. В идеале, замедляясь, автомобиль должен продолжать двигаться по прямой.

Увеличение хода педали тормоза и снижение её жёсткости – признаки изношенности тормозных колодок, их пригорания к диску. После нажатия педаль должна без замедления возвращаться в исходную позицию.

Увеличение расхода тормозной жидкости объясняется тем, что при изношенных накладках поршням суппорта приходится преодолевать большее расстояние для эффективного прижатия колодки к диску. Для обслуживания данного процесса технологической жидкости тратится гораздо больше.

Биение колёс не только во время торможения, но и в процессе езды сигнализирует о разрушении колодок, появлении в них трещин и сколов.

«Металлический» скрежет и скрип сопровождают торможение автомобиля с полностью стёртыми фрикционными накладками. При нажатии педали металл колодок стирается непосредственно о металл диска.

Устойчивый налёт на дисках может указывать как на износ фрикционных накладок, так и на стирание самого металлического основания колодки. Первый процесс вполне закономерен и логичен. Пыль, образуемая в ходе него, имеет тёмный, угольный цвет. Если в пыли присутствует мельчайшая металлическая стружка, велика вероятность, что стираться начала сама пластина колодки.

Советы по замене

Тормозные колодки меняют одновременно с обеих сторон оси, парами. Если накладки на одной оси будут иметь разную степень износа, т.е. разную толщину, притормаживающую машину будет сильно вести в сторону.

Подбирая сменный узел, стоит обратить внимание на следующие технические моменты:

  • деталь должна соответствовать модели авто;
  • материал накладки должен быть равномерным как по цвету, так и по структуре;
  • поверхность накладки, непосредственно контактирующая с металлом диска, должна быть идеально ровной, без трещин;
  • между металлическим основанием колодки и фрикционной накладкой не должно быть существенных зазоров.

Замену тормозных колодок при наличии знаний и должного опыта можно организовать самостоятельно или же доверить её проведение специалистам. Логично совмещать процедуру с чисткой и смазыванием суппортов и направляющих.

Вовремя не проведённая замена износившихся узлов тормозной системы негативно отражается на безопасности всех участников движения.

Самые красивые дороги мира Пред. Антифриз След.
О нас говорят 100+ довольных клиентов
Реальные отзывы о нашей работе
22.02.2024
Саша

Делал там несколько карданных валов , быстро качественно. Цены нормальные. Люди понимают что тебе нужно. Подскажут все и объяснят . Мастера своего дела

Показать
15.02.2024
Николаевич

Отличные специалисты, проникаются проблемой, ищут оптимальное решение ее, очень доволен, что обратился к ним

Показать
07.02.2024
Denis Zorin

Рекомендую! Приезжал с нестандартной проблемой,а именно - передний кардан на китайца. Сначала измерили,покумекали,говорят-нет таких крестовин,но потом взялись,переварили фланцы под "стандартные" крестовины и вуаля-пикапчик бороздит поля! Спасибо,парни!

Показать
26.01.2024
Владимир Телегин

Ребята знают своё дело, карданы у грузовых машин делаем только у них...

Показать
24.01.2024
Андрей Мордовец

Отличные специалисты! Ремонт кардана за разумные деньги. Рекомендую!

Показать
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ НАШЕГО СПЕЦИАЛИСТА?
Оставьте свои контактные данные, и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных