Современные машины оборудованы множеством контрольных датчиков. Информация, получаемая ими в режиме реального времени, собирается и анализируется в электронном блоке управления. Система определяет, в какой части машины выявлена проблема, записывает в память код неисправности и посылает водителю наглядное «предупреждение» в виде загорающегося индикатора «Check Engine» на панели приборов. В статье мы расскажем, по каким причинам может загораться эта лампочка, какие действия при этом нужно предпринять и как можно устранить возникшую проблему.
Что такое Check Engine?
Check Engine (дословно «проверь двигатель», другие названия – «чек энджин», «чек»), по мнению автомобилистов, является главным диагностическим индикатором на панели приборов. Его срабатывание в большинстве случаев означает, что с мотором машины или с его автоматической трансмиссией не всё в порядке. Кстати, при включении зажигания данный индикатор всегда активен. Он показывает водителю, что система самодиагностики автомобиля работает в стандартном режиме. Сразу после запуска «чек» в идеале должен погаснуть. Опасения должны вызывать случаи, когда индикатор загорается на приборной панели во время движения, горит постоянно или же периодически начинает мигать.
Игнорирование этого датчика может привести не просто к серьёзным поломкам «сердца» машины, но и к созданию аварийных ситуаций на дорогах, опасных для всех участников движения.
Причины срабатывания индикатора
Самыми распространёнными причинами загорания значка «Check Engine» являются:
- Низкий уровень моторного масла. Решается проблема доливом или полной заменой масла. Логично при этом проверить резервуар на наличие видимых трещин, следов подтекания;
- Проблемы с катализатором. Предназначенный для окисления моноксида углерода, он часто забивается. Вследствие этого отработанные выхлопные газы не имеют возможности полноценно проходить по глушителю. Это напрямую мешает работе мотора, так как заметно снижается его мощность. В большинстве случаев проблема решается полной заменой детали. Однако, покупка нового катализатора обходится автолюбителю очень дорого. Поэтому эксперты советуют как можно чаще проверять рабочее состояние свечей зажигания и кислородных датчиков. Очистка или же замена этих деталей оказывается менее затратным и проблемным мероприятием.
- Поломка свечей зажигания. Часто она случается из-за попадания влаги в систему зажигания, например, при некорректной промывке двигателя. Частицы воды между проводами/катушками и корпусом становятся причиной пропуска образования искры и элементарного короткого замыкания;
- Выход из строя датчика кислорода или положения коленвала; Неисправность лямбда-зонда. По мнению специалистов легче сразу поменять данный узел, так как его чистка не всегда имеет хоть какой-то положительный эффект; Выход из строя топливного насоса или его неспособность нагнетать необходимое для адекватной работы системы давление;
- Сбой в работе охлаждения двигателя. Сопровождается он постоянными скачками температуры выше 90℃. Проблема может заключаться в образовании течи в системе, а следовательно, и постоянно низком уровне антифриза. Последний не имеет возможности правильно циркулировать по системе, адекватно охлаждая мотор. Кроме того, стоит проверить работоспособность помпы и термостата. Из-за нестабильной работы данных узлов также нарушается циркуляция охлаждающей жидкости, следствием чего становится перегрев двигателя;
- Неисправность форсунок впрыскивания топлива. Из-за появления осадка на поверхности они перестают правильно распылять топливо в цилиндры. В этом случае водитель не сможет даже просто завести свою машину. Решается проблема также очисткой деталей.
«Ложные» срабатывания
Иногда срабатывание «чека» не является предвестником серьёзного и дорогостоящего ремонта двигателя. Причины могут быть совсем незначительными. Игнорировать их в любом случае не рекомендуется, однако, поддаваться панике и, сломя голову, бежать в сервис сразу тоже не стоит.
Индикатор может загореться, например, при неплотном закрытии крышки бензобака во время очередной заправки. Срабатывание «чека» в этом случае вполне объяснимо – система на какое-то время потеряла герметичность, и электроника отреагировала незамедлительно. Проблема решается элементарным доворачиванием крышки бака.
Ещё одним некритичным поводом загорания «чека» является высокая чувствительность установленных в авто датчиков чистоты технологических жидкостей. Если отслеживаемые показатели даже незначительно превышают указанные в системе показатели нормы, датчики вполне логично начнут подавать «сигнал тревоги». Даже мелкого ремонта данная ситуация не предполагает. Стоит лишь заменить фильтры жидкостей на новые или же просто перейти на использование более качественных технологических составов.
Здесь же стоит отметить проблему низкого качества топлива, на которую системы автомобиля реагируют также чутко. Именно поэтому очень часто «чек» загорается после посещения АЗС. Сопутствующими неприятностями становятся повышенное потребление топлива и при этом заметное снижение мощности двигателя. Единственным выходом в данной ситуации станет полный слив бензина из бака и перезаправка машины проверенным топливом. Если замена топлива не помогла, можно прибегнуть к полной промывке топливной системы.
Загорелся “чек энджин”: порядок действий
Понятно, что при сработавшем «чеке» обязательно стоит провести проверку состояния автомобиля, выяснить предполагаемые поломки и при наличии оперативно от них избавиться своими силами или при помощи специалистов сервиса.
Более актуальным остаётся вопрос, можно ли продолжать движение в тот же сервис при вдруг загоревшемся в дороге «чеке»? Ответ на него во многом зависит от того, как продолжает себя вести автомобиль при активном индикаторе. Основных сценариев поведения три:
- Если после загорания заветной лампочки мощность двигателя ничуть не изменилась, да и отклик на нажатие педали газа остался прежним, движение можно продолжать. Касается это ситуации и когда «чек» горит непрерывно, и когда он ритмично мигает. Важно отследить, чтобы в момент срабатывания индикатора на панели не загорелись другие сигнальные лампочки.
- Если двигатель резко снизил тягу, а его обороты не поднимаются выше какого-то одного значения, можно говорить, что «сердце машины» перешло в аварийный режим работы. Поводов для беспокойства здесь, действительно, немало. Если при этом «чек» горит постоянно, то движение в сторону сервиса можно аккуратно продолжать. Если индикатор мигает, перемещаться на автомобиле своим ходом строго запрещено.
- Категоричный запрет на продолжение движения при включённом двигателе накладывается в том случае, если транспортное средство после появления «чек энджин» ведёт себя нетипично. Например, вы ощущаете заметную вибрацию двигателя, отслеживаете, как резко меняются обороты, чувствуете в салоне запах горелого. Кроме того, остановиться и вызвать эвакуатор (или попросить отбуксировать авто до сервиса) стоит и в том случае, когда параллельно с «чеком» на приборной панели загорелся значок катализатора, индикатор перегрева двигателя, значок маслёнки или охлаждающей жидкости.
Если состояние машины при светящемся Check Engine позволяет самостоятельно добраться до станции технического обслуживания, стоит соблюдать щадящий режим движения. Он поможет максимально сохранить двигатель, а также позволит избежать создания на дороге потенциально аварийных ситуаций. Эксперты советуют придерживаться следующих рекомендаций:
- начинать движение без рывков, старты и торможения выполнять максимально плавно;
- следить, чтобы «сердце машины» работало на оборотах, не превышающих 2500 об/мин;
- двигаться на скорости не более 60 км/ч;
- максимально снизить нагрузку на двигатель – отключить кондиционер/печку, радио или проигрыватель и т.п.
Как устранить проблему?
Диагностику состояния двигателя можно провести самостоятельно. Особенно если лампочка горит не постоянно и на общее поведение машины срабатывание индикатора никак не сказывается. Для этого понадобится смартфон или планшет, закачанное на него приложение и адаптер, который вставляется в сервисный разъём автомобиля и через Bluetooth привязывается к устройству. Путём нехитрых манипуляций удаётся узнать код ошибки и соответствующую ей неисправность. Часто диагностические программы как для Android, так и для IPhone очень наглядны и просты в применении. Главная задача пользователя при этом заключается в том, чтобы правильно внести в профиль устройства информацию относительно объёма двигателя, массы автомобиля в целом, объём бензобака и пр. Принцип работы диагностических приложений прост:
- программа подключается к электронному блоку управления авто;
- при обнаружении ошибок показывает их код, а иногда в дополнительно открывающемся окне даже подробно расшифровывает его;
- многие приложения предоставляют возможность сбросить высвеченные ошибки, после чего «чек» гаснет автоматически. Это особенно актуально, если индикатор сработал «ошибочно», как в случае с незакрытым бензобаком.
Каждая машина (даже если модели одинаковые, а годы выпуска разные) имеет свой собственный, индивидуальный список расшифровки кодовых ошибок. Для их понимания не всегда достаточно ориентироваться на стандартный набор диагностических кодов ошибок (Diagnostic Trouble Code — DTC). Иногда дополнительные разъяснения по хитро закодированным ошибкам можно найти на тематических автомобильных форумах, посвящённых конкретно вашей модели машины.
Обнаружившиеся в ходе проверки и расшифрованные мелкие поломки под силу устранить даже начинающему водителю. Если неприятности с машиной, вдруг, оказываются более критичными и масштабными, транспортное средство стоит как можно быстрее показать квалифицированным ремонтникам.
Более дорогим вариантом самостоятельной диагностики двигателя при загоревшемся «чеке» является приобретение так называемого «Бортового компьютера», на котором, подобно консоли, выводятся данные из электронного «мозга» автомобиля. Помимо затрат на приобретение данного оборудования, проблема видится ещё и в эргономичном его размещении внутри салона. Да и разбираться в выводимых данных иногда под силу лишь грамотному ремонтнику или очень опытному автомобилисту.
Если распознать причину горящего на приборной панели «чека» самостоятельно не удалось, обязательно отгоните машину в сервис. У специалистов всегда есть под рукой надёжный сканер, который поможет максимально оперативно и точно определить причину сбоя нормальной работы двигателя. Да, это затратно, но перемещаться даже на небольшие расстояния с неисправным двигателем чревато более серьёзными, опасными и дорогими (во всех смыслах слова) последствиями.
Можно ли "погасить индикатор" самостоятельно?
Существует простой и совершенно не затратный способ «сбросить лампочку». Не разобраться, почему индикатор приборной панели загорелся, а именно нейтрализовать его свечение. Заключается метод в снятии минусовой клеммы с батареи аккумулятора буквально на 15-20 секунд. За это время память автомобильного компьютера фактически обнуляется. Естественно, индикатор на время отключается. Но нужно понимать, что, если неполадка так и не будет устранена, со временем Check Engine снова загорится. Так как избавляться надо не от следствия проблемы, а от её причины.
Действенным и логично допустимым этот способ оказывается лишь при банальном «подвисании»/«глюке» электронного блока управления, а также при накоплении в памяти указанного элемента большого количества мелких несброшенных ошибок.
Выводы
Загорание на приборной панели индикатора Check Engine – весомый повод провести диагностику состояния машины собственными силами или же при помощи специалистов автосервиса. Причин для срабатывания «чека» очень много, есть среди них и весьма незначительные, исправить которые под силу даже водителю с небольшим водительским стажем, и очень серьёзные, грозящие сложным и дорогостоящим ремонтом. Определить, что именно послужило поводом для того, что система самодиагностики авто подала «сигнал тревоги», помогает расшифровка кода неполадок, зафиксированного в памяти электронного блока управления.
Игнорировать горящий Check Engine не стоит, так как даже незначительная поломка может со временем стать причиной более серьёзных проблем в работе автомобиля, а значит, и более масштабных затрат на их устранение. Также, как и не стоит бездумно «сбрасывать лампочку», не выяснив истинную причину её срабатывания. Ведь отсутствие своевременно проводимой диагностики состояния машины может со временем полностью вывести её из строя или превратить в источник дополнительной опасности для всех участников движения.