Погода на прошлой неделе отчётливо дала понять, что зима не за горами. Многие города России подзасыпало снегом, где-то установился стабильный минус, а некоторым автомобилистам уже посчастливилось отточить мастерство художественного скольжения по ледяной дороге. А потому сезон празднования Дня жестянщика по всей стране можно считать открытым.
Сегодня мы расскажем, что нужно делать, чтобы отчаянное «дорожное веселье» обошло вас стороной. Ведь согласитесь, чувствовать себя за рулём безопасно и комфортно даже во время погодных катаклизмов дорогого стоит.
Что это такое?
День жестянщика, сколько к нему не готовься, каждый год подкрадывается незаметно. Иногда он случается даже несколько раз за холодный сезон. Несмотря на то, что чаще всего «праздник» ассоциируется у водителей с выпадением первого снега, причиной суеты и потенциально опасного столпотворения на дорогах может стать также ледяной дождь, гололёд или же очередной снегопад. Упомянутые явления провоцируют огромное количество мелких (и не очень) аварий. Следовательно, и обращений к мастерам кузовных работ (а по-простому – к жестянщикам) в этот период становится в разы больше. Отсюда и название дня Х.
Резина
Чаще всего героями Дня жестянщика становятся те автомобилисты, которые по каким-либо причинам не успели вовремя сменить резину. Переобуваться лучше, не дожидаясь морозов и, соответственно, гигантских очередей на шиномонтаж. Отмашкой должно послужить снижение среднесуточной температуры до +5-7 °С в течение нескольких дней подряд. Впрочем, нужно не просто вовремя переобуть машину. Важно проследить, чтобы качество устанавливаемых покрышек было достойным. Экономить на резине не стоит, ведь невозможность оперативно совершить манёвр или уверенно затормозить на дороге может стоить жизни.
В зависимости от того, какие зимы обычно устанавливаются в вашем регионе и по каким дорогам вам приходится чаще всего передвигаться, стоит выбрать шипованные или фрикционные шины. Первые идеальны для дорог, покрытых снежным накатом или слоем льда. Их особенностью является наличие на поверхности выступающих металлических шипов. Фрикционные шины отличает особый рисунок ламелей (прорезей), позволяющих машине уверенно держаться как на сухом, так и на мокром асфальтовом покрытии. О том, как правильно подобрать зимнюю резину, какому виду шин отдать предпочтение, можно почитать в нашей статье.
Стёкла, фары, зеркала
Зеркала и стёкла есть смысл заблаговременно обработать специальным водоотталкивающим составом. Так на них будет оставаться куда меньше грязных капель, следовательно, и замерзать при понижении температуры будет практически нечему. В обязательном порядке проверьте работоспособность фар и фонарей. Остаться без освещения на тёмной зимней дороге во время снегопада, например, – не просто неприятно, это реально опасно, причём для всех участников движения.
Чтобы не усугублять езду в сложных погодных условиях плохой обзорностью, заранее позаботьтесь о наличии в бачке стеклоомывателя зимней незамерзайки, а также проверьте состояние щёток дворников. При необходимости их следует заменить новыми. Стоят щётки не критично дорого, а потому обновлять их лучше перед каждым сезоном.
Перед непосредственным выездом на дорогу в день Х тщательно очистите стёкла, зеркала и фары от налипшего снега и наледи. Отогревать стёкла по ходу движения – затея достаточно опасная. Сэкономив 5-10 минут в начале пути, вы рискуете пробираться по и без того проблемной дороге буквально вслепую. А ведь даже за такой короткий срок можно легко попасть в аварию.
Кстати, убрать снег стоит и с крыши машины. Образовавшийся там сугроб при резком торможении может благополучно съехать на капот, мгновенно лишив вас какого-либо обзора дороги. Естественной реакцией на подобный сюрприз станет резкий удар по тормозам. Наиболее частым исходом в подобной ситуации становится торможение в бампер впереди идущего авто.
Поведение
Вместе с погодными условиями должно измениться и ваше поведение за рулём. Скользкая или мокрая дорога, плохая видимость из-за тумана или снегопада, огромное количество потенциально опасных соседей по полосе – не лучшие декорации для отработки крутых виражей, эффектного дрифта и виртуозных обгонов.
Если отмечать резкую смену погоды в очереди к кузовщикам не входит в ваши планы, постарайтесь двигаться по дорогам максимально аккуратно и плавно, заранее продумывая манёвры. Как показывает практика, безопаснее всего свести последние (будь то обгоны или перестроения) к минимуму.
Скорость, дистанция и торможение
Чтобы не простоять на трассе пару лишних часов в составе «паровозика», заметно увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля и снизьте скорость на треть, а лучше на половину от привычной. Тормозной путь по влажной и тем более скользкой дороге заметно увеличен. Учитывайте, что на трассе одновременно могут оказаться автомобили на разной резине, в том числе и летней. А значит, предугадать, когда потребуется экстренно тормозить, уходя от столкновения, практически невозможно. Увеличить стоит и расстояние до машин, движущихся с вами в потоке параллельно. Запас пространства обезопасит вас от столкновения в том случае, если боковая машина в сложных погодных условиях вполне ожидаемо сорвётся в занос.
Настройтесь на то, что резко набирать скорость и тормозить на зимней дороге, недопустимо. Подобные действия чреваты попаданием машины в занос. Безопасно выйти из него подчас не удаётся даже опытным водителям. Тормозите максимально плавно, но при этом прерывисто. Такая манера сбрасывания скорости поможет не допустить блокировки колёс. Обязательно заранее тормозите на подъезде к пешеходным переходам. Скользко в День жестянщика не только автомобилистам, но и обычным людям, спешащим по делам и привычно не смотрящим по сторонам.
О том, как правильно управлять машиной во время гололёда, как безопасно входить в повороты, преодолевать подъёмы и препятствия, избегать попадания в занос, мы рассказывали в нашей статье.
Парковка
Отправляясь в поездку по первому снегу или корке льда, особо тщательно стоит продумывать локации для парковки. Оставлять машину рядом с перекрёстками или же на участках обочины с закруглением дороги крайне не рекомендуется. Здесь вероятность того, что транспортное средство станет мишенью для ушедшего в занос автомобиля, повышается в несколько раз.
Если в качестве парковочного места выбран наклонный участок дороги (склон) без бордюра, обязательно поверните колёса машины в сторону обочины. Эта мера поможет в случае скатывания машины увести её на обочину, а не на проезжую часть, где она легко может столкнуться с другими транспортными средствами.
Вместо заключения
Ну и самое главное в День жестянщика – решить для себя, хотите ли вы добровольно стать действующим лицом того светопредставления, что будет твориться на абсолютно всех дорогах города? Да, ваше авто может быть безупречно подготовлено к вдруг наступившей зиме. Да, вы сами можете профессионально управлять им даже в экстремальных ситуациях. Но кто может поручиться за десятки мчащих по соседней полосе машин, зачастую даже непереобутых?!
Многие автолюбители отказываются оставаться в день Х дома или пользоваться услугами общественного транспорта, говоря, что у них на счету каждая минута. Подумайте на шаг вперёд: какова вероятность того, что по первому снегу или гололёду вы не станете участником пусть несерьёзного, но всё же ДТП? В конечном итоге времени на ожидание инспектора и оформление протокола придётся потратить в разы больше, впрочем, как впоследствии нервов и денег.