Для российского автомобильного рынка 2022 год ознаменовался уходом большинства официальных дилеров, появлением параллельного импорта, а также перекосом от более прозрачного первичного к менее организованному вторичному рынку. Обращение в неофициальный сервис для проведения технического обслуживания и ремонта осталось для многих единственной реальной возможностью обеспечить работоспособность своего автомобиля.
Давайте разберёмся, что автомобилисту нужно знать и учитывать при общении со специалистами мастерских, и на что обратить внимание в первую очередь, чтобы не потерять время и деньги.
Нормативная база и последовательность этапов работы
Для начала определимся с тем, какими документами регулируются отношения между клиентом и работниками сервиса. Это прежде всего, Постановление Правительства РФ №290 от 11.04.2001 и Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300 – I от 07.02.1992. Ориентируясь на информацию, изложенную в них, можно отслеживать правильность организации самого процесса ремонта. Очень важно, чтобы владелец машины чётко знал свои права и умел их отстаивать.
После обозначения вами конкретной проблемы, подробного её описания, специалисты должны провести диагностику определённой системы автомобиля. Это поможет подтвердить либо опровергнуть догадки относительно причины поломки. «Хорошим тоном» среди автосервисов считается предоставление бесплатной диагностики перед проведением ремонтных работ. Если же сама диагностика требует монтаж-демонтаж дополнительных конструктивных элементов, в качестве бонуса может выступать предоставление персональной скидки на неё при последующем ремонте в этом же сервисе. Так, довольно распространенная проблема, с которой приезжают клиенты в сервис по ремонту карданных валов – подозрения на выход из строя подвесного подшипника карданного вала. Однако, в ходе дефектовки не редко выясняется, что проблема не в нем, а в крестовинах, а они уже «по цепочке» передают вибрацию на следующие узлы кардана. После осмотра машины работники предложат набор конкретных услуг, направленных на устранение неисправности. Но прежде, чем отдавать свою машину в руки ремонтников, важно решить еще несколько организационных моментов.
Предварительная калькуляция и составление заказ-наряда
Чтобы свести к минимуму проблемы, которые могут возникнуть при обслуживании авто в сервисе, нужно знать несколько важных моментов. Заказ-наряд должен содержать:
- техническое задание для мастеров, с описанием специфики выполняемых работ и подробным расчётом их стоимости (выполненные, но не согласованные в договоре услуги можно смело не оплачивать);
- информацию об исполнителе (юридическое лицо, адрес, реквизиты) и потребителе услуг;
- сведения о транспортном средстве (марка и модель), опционально его стоимости, определяемой по соглашению сторон;
- указание гарантий или их отсутствия (если клиент приезжает со своими запчастями) на выполненные специалистами работы.
К заказ-наряду в дальнейшем прикладывается документ об оплате предоставленных услуг, либо счет на оплату, если вы выступаете в качестве представителя юридического лица и вам согласована отсрочка платежа.
Контроль качества выполнения услуг
Многие автовладельцы считают, что ремонт машины должен проводиться исключительно под их личным контролем. По закону, клиенты действительно могут находиться на территории сервиса, проверять ход и качество технических работ, касающихся их движимого имущества. При этом они не имеют права вмешиваться в непосредственную работу сотрудников предприятия, а также в обязательном порядке должны соблюдать технику безопасности. Важно помнить, что речь идет о клиентской и диагностической зоне, а вот в производственные цеха (зона с токарными, фрезерными, балансировочными и другими типами станков) вас имеют право не впустить, поскольку это будет являться прямым нарушением техники безопасности.
Впрочем, присутствовать в сервисе не всегда бывает удобно, особенно если работы предполагаются масштабные и длительные. Гарантом спокойствия в этом случае может стать составление помимо заказ-наряда еще и акта приёма-передачи. В нём подробно расписывается комплектность транспортного средства, отправляющегося на ремонт, все имеющиеся у него наружные повреждения и дефекты. Важно внести в акт перечень запасных частей и расходников, которые владелец авто предоставляет ремонтникам.
Не лишним будет учёт рекомендаций по приёмке авто:
- принимайте машину только при дневном освещении, чтобы заметить дефекты, которых не было до обращения в сервис;
- не пренебрегайте тест-драйвом отремонтированного авто;
- тщательно сверяйте комплектацию получаемой машины с данными из акта приёма-передачи.
Окончание ремонта в сервисе опционально сопровождается оформлением акта сдачи-приёма. В нём указывается реальный объём выполненных специалистами услуг, фиксируются все полученные в ходе ремонта повреждения транспортного средства.
Часто автовладельцы пренебрегают составлением этого документа. Однако, именно он может реально помочь доказать в суде факт некачественного предоставления сервисом услуг по обслуживанию машины.
Нарушение срока оказания услуг. Быстро, дешево или качественно?
Знание ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» поможет вам решить проблему с затягиванием ремонта. Оперируя ей, можно смело назначать специалистам сервиса новый срок для выполнения услуг, обоснованно требуя при этом уменьшения их стоимости, взыскивать с них уплату неустойки за каждый день и даже час промедления. В некоторых случаях можно добиться даже отказа от исполнения договора и возврата уплаченной по договору суммы в полном объёме.
Сейчас сервисы больше всего страдают из-за отсутствия кузовных элементов, оригинальных электронных узлов, стёкол и фар. Проблема особенно актуальна для европейских и американских автомобилей. До сих пор сохраняется дефицит по ряду позиций на крупнотоннажную и специальную технику: MAN, SCANIA, John Deer, Liebherr и др. Зачастую, не имея возможности выполнить ремонт в адекватные сроки, в 2023 году мастера стали чаще отказываться от клиентов.
Чтобы ремонт машины прошёл успешно, недостаточно просто грамотно выбрать сервис. В обязательном порядке следует знать свои права как потребителя и уметь отстаивать их на каждом этапе проводимых специалистами работ, а в некоторых ситуациях в том числе проявить гибкость, и подождать чуть больше обычного, чтобы автомобиль снова смог поехать.