Кажется, что главный зимний кошмар автомобилиста – неожиданно разрядившийся на морозе аккумулятор. Однако, наступление холодов преподносит водителям и более банальные неприятные сюрпризы, среди которых замерзание дверных замков и стеклоподъёмников. Сегодня расскажем, из-за чего чаще всего возникает эта проблема, а также дадим несколько проверенных советов, которые помогут не только эффективно с ней справиться, но и не допустить её появления в будущем.
Почему это случается?
Причиной «замкового оледенения» чаще всего становится накопление внутри механизма влаги и последующее её замерзание. Вода может попасть в личинку замка во время осадков, в процессе мойки или же путём конденсирования из воздуха при резких температурных скачках. При понижении градусов за бортом автомобиля частицы воды замерзают, намертво сковывая между собой железные части устройства. Ключ в застопоренной льдом личинке повернуть не удаётся. Иногда его даже невозможно в неё до конца вставить. Следовательно, доступ в машину оказывается заблокированным.
Впрочем, иногда внутри замка замерзает не только вода, но и неправильно подобранная смазка. Если выбранный состав по характеристикам не подходит для эксплуатации в холодное время года, постепенно он будет загустевать, а затем и вовсе схватится на сильном морозе.
Если рассматривать случаи с замерзанием и блокировкой стеклоподъёмника, то проблема здесь несколько иная. Дело не в том, что на сильном морозе льдом изнутри покрывается сам механизм, отвечающий за спуск и подъём стекла. Примерзает к ворсу уплотнителя непосредственно стекло, на котором активно конденсируется влага. Основной причиной накопления влаги служит разница температур внутри и снаружи салона.
Как решить проблему?
Единственно верным решением в случае с примёрзшим стеклоподъёмником станет оттаивание и полная просушка поверхности стёкол и уплотнителя. Проводить эти процедуры сподручнее всего в тёплом сухом помещении. Естественно, что они займут определённое время. Гораздо более оперативной кажется частичная разборка привода стеклоподъёмника и принудительная сушка деталей. Но не для всех моделей авто подобная мера технически реализуема. Кроме того, разбор обшивки двери непосредственно на морозе грозит повреждением пластиковых элементов конструкции.
При замерзании замка первым делом нужно попробовать попасть внутрь салона через другие двери. Если скованными холодом оказались замки и на них, стоит воспользоваться специальным средством-размораживателем. Идеально, если он будет в форме спрея. Главным компонентом подобных составов часто выступает изопропиловый спирт. Он не повреждает лакокрасочное покрытие, при том что с проблемой справляется на раз. На крайний случай можно впрыснуть в замочную скважину немного хладостойкой омывайки или любой другой спиртосодержащей жидкости. Однако, после завершения процедуры вскрытия замка механизм необходимо будет обязательно просушить, а в идеале ещё и тщательно почистить.
Про то, насколько небезопасно размораживать замок кипятком, мы подробно расскажем ниже. А пока напомним, что отличным источником тепла может послужить обычная пластиковая бутылка, наполненная горячей водой. Её следует аккуратно приложить к замку буквально на пару минут. Этого времени хватит, чтобы лёд внутри замочной личинки растаял.
Ещё один метод экстренного открывания замёрзшего замка подразумевает разогревание металлической части ключа, например, зажигалкой. Если горячий ключ попытаться вставить в личинку замка, тепло от него будет передаваться обледеневшим частям механизма. После двух-трёх подходов замок всё равно поддастся. В этом способе важно случайно не подплавить пластиковую часть ключа.
При наличии технической возможности можно отогреть замок потоком тёплого воздуха от фена, обычного бытового, ни в коем случае не промышленного.
Как предупредить проблему?
Стёкла
Чтобы не столкнуться с проблемой примёрзших стеклоподъёмников, стоит периодически практиковать «салонное вымораживание». Звучит название метода весьма сурово, но на деле всё оказывается куда более мирно и просто. После выключения мотора достаточно на пару минут открыть двери машины и приспустить стёкла. Это позволит «надышенному», тёплому и влажному воздуху выйти из салона. Чем меньше конденсата осядет на боковые стёкла и ворсинки уплотнителя, тем меньше вероятность, что поверхности примёрзнут друг к другу.
Минимизировать накопление влаги поможет и заблаговременная обработка стекла медицинским спиртом или любым спиртосодержащим составом.
Достаточно радикальной мерой является отказ некоторых автолюбителей от пользования стеклоподъёмниками в холодное время года. По их мнению, поднятое, пусть и примёрзшее стекло на функционал машины в принципе не влияет. А комфортный климат внутри салона всегда можно попытаться создать посредством кондиционера. Для кого-то подобный метод оказывается весьма приемлемым. Кто-то же резонно отказывается к нему прибегать. Выбор здесь остаётся за каждым конкретным автомобилистом.
Замки
Предотвратить замерзание автомобильных замков поможет тщательный продув дверей после каждой мойки машины. Избавиться от даже незначительных остатков влаги внутри замочного механизма поможет вымораживание. Заключается оно в том, что тщательно просушенные после мойки двери оставляют на некоторое время открытыми на морозе. Вода при низких температурах быстро испаряется.
Дополнительно можно обработать замочную скважину специальной водовытесняющей смазкой. Обычно в её основе лежит силикон. В качестве примера можно привести классический состав WD-40.
Чтобы к проблеме замерзшего замка не добавилось примерзание самой двери к кузову (а точнее – к уплотнительному профилю кузова), насухо протирайте двери после мойки и не забывайте обрабатывать резиновые профили специальной силиконовой смазкой в виде аэрозоля.
Чего делать не стоит?
При замерзании дверного замка ни в коем случае не надо пытаться отогреть механизм кипятком. Хотя подобная мера, безусловно, – первое, что приходит водителям на ум. В моменте обливание двери кипятком, может быть, и решит проблему. Но в дальнейшем капли воды, оказавшиеся внутри замка, лишь спровоцируют его повторное обледенение. Да и риск того, что лакокрасочное покрытие при подобных манипуляциях потрескается, небольшой, но всё же есть. Сама краска и кузовные детали к подобной температуре (около 100 °С) не восприимчива. Однако, сочетание сильного расширения материалов при нагревании кипятком и низкой температуры воздуха снаружи машины может иметь непредсказуемые последствия.
Если другого варианта скорой помощи нет, то лучше воспользоваться не горячей, а тёплой водой. Только лить её следует не в саму замочную личинку. Безопаснее обрабатывать ею дверь вокруг замка, постепенно повышая температуру внутри механизма.
Не стоит пробовать открывать замёрзший замок, полагаясь на собственную недюжинную физическую силу. Сломать ключ в подобной ситуации вам не составит труда. А вот исправлять последствия этого происшествия окажется во всех смыслах себе дороже.
Вместо заключения
Чаще всего проблемы с дверными замками и стеклоподъёмниками возникают при резких температурных скачках, к примеру, когда днём случается оттепель, а ночью ударяют сильные морозы. А потому лучшей рекомендацией по недопущению примерзания деталей машины друг к другу является совет оставлять транспортное средство на время простоя в отапливаемом гараже. Кроме того, авто «в домике» окажется ещё и более сохранным. Да и проблем с запуском двигателя в подобных условиях возникнуть не должно, даже если на улице будут зверствовать морозы.