Примерзание тормозных колодок к дискам или барабану – проблема в холодные зимние дни совсем не редкая. Но, несмотря на свою распространённость, менее важной и серьёзной она не становится. Прежде всего, потому что передвигаться с примёрзшими (а по факту – неработающими) тормозами строго запрещено даже ПДД.
Вариантов решения здесь несколько:
1. Разблокировка колодок двигателем, или «метод срыва»
Смысл метода заключается в том, чтобы при запущенном моторе несколько раз подряд нажимать на педаль газа или же педаль сцепления, если неприятность случилась с машиной на «механике». Водитель, совершая короткие и, насколько это возможно, аккуратные попытки продвинуться вперёд или назад, буквально отрывает колодки от той поверхности, к которой они примёрзли. Если прилагаемые усилия окажутся избыточными, есть огромный риск наживую сорвать фрикционные накладки.
2. Отогревание колодок, примёрзших к дискам
Удобнее всего плавить лёд между колодками и тормозными дисками потоком горячего воздуха от бытового фена или горелки, а также выхлопными газами самого автомобиля. На короткое время можно разморозить узел, облив смёрзшиеся его детали тёплой, не огненной водой или же спиртосодержащей омывайкой. Главное – по завершении процедуры сразу же начать движение, не забыв в пути просушить детали системы многократным торможением.
3. Отогревание колодок, примёрзших к барабану
Раньше было принято отогревать барабанные тормоза собственными выхлопными газами автомобиля. Для этого на трубу глушителя надевался шланг, по которому тёплый воздух доходил до колеса. Занятие это весьма трудо- и времязатратное, а, учитывая огромные теплопотери, на выходе ещё и малоэффективное.
Наиболее оперативным и действенным является отогревание колодок газовой горелкой. Однако, очень важно водить горелкой по окружности барабана равномерно, не задерживаясь долго на каком-то одном его участке. В противном случае можно испортить резиновый уплотнительный профиль, обеспечивающий герметичность тормозной системы, а также буквально опалить краску с дисков.
Альтернативным способом является отбивание льда с барабана. В колесо, минуя диск, аккуратно просовывают деревянную палку, упирают её в барабан, а затем аккуратно стучат по ней. От ударов ледяная корка разрушается, освобождая колодку.
А вот обливать застывшие барабанные тормоза омывающей жидкостью, тёплой или даже горячей водой просто не имеет смысла. Цилиндр барабана достаточно толстый. Растопить лёд внутри механизма жидкость, даже кипящая, через такой слой металла просто не способна.
Как избежать проблемы?
Лучшей профилактикой примерзания колодок к дискам или же барабану является просушка тормозов после мойки машины или же принятием ей грязевых ванн. Логика просушки элементарна: во время интенсивного движения (в идеале – по сухой трассе) нужно несколько раз нажать на педаль тормоза, заставив остатки влаги буквально испариться с поверхности металлических элементов.
Кроме того, специалисты советуют не оставлять машину в морозные ночи на «ручнике». Вместо стояночного тормоза у машин с автоматической коробкой переключения передач предпочтительнее использовать режим «Parking», «механику» же достаточно просто оставлять на передаче. Эта мера позволит избежать проблемы сковывания колодок даже в сухую погоду, когда в игру вступает застывающий на морозе конденсат.
И ещё один важный нюанс: во время техосмотра обращайте внимание на правильность расположения элементов тормозной системы относительно друг друга. Зазоры между колодками и тормозным диском не должны быть меньше рекомендуемых производителем показателей, иначе примерзание деталей неизбежно.