Очень редко автопроизводители создают машины с нуля. Наличие литьевых, прессово-рамных мощностей могут позволить себе лишь действительно автогиганты или же группы мощных заводов. В большинстве случаев в цехах выполняется именно качественная сборка моделей из компонентов от отечественных или же зарубежных поставщиков. От того, в какой «степени готовности» автомобиль поступает на предприятие, выделяют два вида его сборки – крупноузловую и мелкоузловую. Сегодня мы расскажем, какими особенностями наделены указанные технологии, как они реализуются на производстве, и чем принципиально различаются между собой.
Крупноузловая сборка
Крупноузловую сборку обозначают аббревиатурой SKD («Semi Knocked Down», дословно «полуразобранный»). Она признаётся наиболее простой, а потому в народе пренебрежительно называется «отвёрточной». Однако, именно благодаря своей логичности и простоте, она весьма востребована и популярна. Посредством SKD собирается до 90% всех автомобилей в Таможенном союзе, в который входит, помимо России, ещё Беларусь и Казахстан. Примером предприятия, осуществляющего крупноузловую сборку автомобилей, выступает завод «Москвич», открытый на базе производственных мощностей «Renault Россия». С осени 2022 года в тесном сотрудничестве с азиатскими партнёрами здесь серийно собирают кроссовер «Москвич 3» с бензиновым двигателем.
Автомобили в SKD-цехах собирают из поставляемых производителем нормо-комплектов, в которые входят уже готовые функциональные узлы. С завода на сборочные предприятия машина приходит, по сути, в виде конструктора с крупными деталями. Последние остаётся просто вынуть из контейнера и, используя отработанную технологию, скомпоновать воедино. Зачастую производители соглашаются на реализацию и поставку авто-комплектов зарубеж только после проведения тщательной инспекции и собственной сертификации принимающего сборного предприятия.
Технология крупноузловой сборки очень актуальна в сфере импорта автомобилей, как подержанных, так и абсолютно новых. Она помогает заметно снизить расходы на уплату пошлин и акцизных сборов. Суммы, с которыми приходится расставаться при ввозе из-за границы автомобильных деталей ощутимо ниже тех, что выставляются в счёте за ввоз полностью собранной машины. Проще говоря, ввезти на территорию страны готовый к эксплуатации автомобиль обходится гораздо дороже, нежели ввезти ту же машину, разобранную на узлы и детали, а затем уже в России собрать её самостоятельно.
Категории SKD
Отвёрточную сборку, в зависимости от характера выполняемых работ и размера поставляемых автоузлов, можно поделить на четыре категории. Каждой из них присвоен определённый индекс сложности – в пределах от 0 до 4.
Самая элементарная SKD категории 0 реализуется в тех случаях, когда машина разобрана на минимальное количество очень крупных узлов. С неё может быть снята внутренняя обивка, демонтированы сидения или элементы светотехники, бамперы, коробка переключения передач или даже двигатель.
В цех для крупноузловой сборки 4 категории сложности поставляются лишённые какой-либо «начинки», но уже покрашенные кузовы, а также все необходимые для их оснащения детали. Технически процесс SKD 4 имеет много нюансов, но непрофессионалу внешне он может казаться полностью идентичным с обычным автопроизводством. Очень важно понимать разницу между операциями, проводимыми в рамках крупной узловой сборки подкатегории SKD 4 и, собственно, сборкой мелкоузловой. Последняя предполагает не только механическое соединение узлов, но и сварку частей кузова, их профессиональную покраску. Кроме того, для крупноузловой сборки все детали предоставляются конкретным заводом. Для проведения мелкоузлового монтажа часть комплектующих может быть докуплена у местных производителей.
Алгоритм проведения крупноузловой сборки автомобиля
Начальным этапом отвёрточной сборки считается приёмка машинокомплектов. Поступающие на завод, они обычно включают непосредственно кузов машины, собранную трансмиссию и силовую установку. Отдельно в контейнер вкладываются части подвески, вся электрика и другие важные элементы автомобиля.
Второй этап – проверка составляющих на наличие повреждений. Кузов осматривается на предмет целостности, а для узлов наиболее актуальным является проверка их работоспособности.
Далее следует так называемая «переупаковка». На этом этапе кузов перемещают на сборочный конвейер, предварительно сняв с паллета, на котором он был зафиксирован в защитном контейнере. Переупаковке подвергаются и более мелкие узлы и детали машины. Из контейнера их перемещают в специальные металлические ящики.
Четвёртый этап предполагает распределение уже проверенных деталей и узлов к местам их установки. Процедура производится с учётом назначения каждой составной части автомобиля. Узлы ходовой части, подвески и тормозной системы отправляются на единый конвейер. Здесь специалисты проводят их совместную сборку в автомобильное шасси.
Пятая ступень сборки – ничто иное, как соединение двух важнейших составных частей машины, кузова и шасси. Процесс этот очень важный и трудоёмкий. На профессиональном жаргоне он часто именуется «свадьбой».
Шестой этап организации отвёрточной сборки включает установку мотора, монтаж и подключение всей электропроводки, эргономичное размещение и подключение элементов, служащих для передачи жидкостей по кузову. После чего производится заправка автомобиля техническими жидкостями (моторным маслом, тормозной жидкостью, антифризом, топливом) и проверка герметичности имеющихся соединений шлангов и патрубков.
Завершается комплекс SKD-работ проведением контроля качества собранного автомобиля. С помощью специальных тестеров проверяется работоспособность всей электронной начинки машины, оценивается надёжность и функциональность её тормозной системы. Затем наступает очередь обкатки транспортного средства на испытательном треке, замкнутой круговой дороге длиной в несколько сотен метров. Во время езды машины по треку специалисты выявляют наличие в ней постороннего шума, стука и излишней вибрации, оценивают работу антиблокировочной системы торможения. Завершается тестирование собранного автомобиля испытанием водой. Проверку на износостойкость проходит лакокрасочное покрытие кузова. Так называемый «водный тест» позволяет выявить недочёты в установке уплотнительных профилей и прокладок, объективно оценить их качество и способность защищать внутреннее пространство кузова от поступающей извне влаги.
Мелкоузловая сборка
Сборка по технологии CKD («Complete Knock Down», дословно «полностью разборный») – неотъемлемый признак автопроизводства полного цикла. Данная технология предполагает не просто соединение узлов машины между собой посредством пресловутых гаек и отвёртки, но и полноценную штамповку навесных деталей, сварку и последующую покраску частей кузова. Специалисты CKD-сборки создают автомобили из полностью разукомплектованного сырья. В цех поступает определённый производителем набор комплектующих, а также кузов или его же элементы. Компетентные специалисты из более мелких деталей создают сначала функциональные узлы автомобиля, в том числе и двигатель, а затем уже монтируют их в собранный и полностью подготовленный кузов.
Для закрытия нужд мелкоузловой сборки предприятие обычно имеет дочерние цеха по выпуску сопутствующих деталей, комплектующих и всей необходимой оснастки. Решить проблему помогает и налаживание путей приобретения подобной продукции у локальных производителей. Кроме того, предприятия полного цикла оборудованы собственными лабораториями контроля материалов, а также специальными отделами контроля качества выпускаемых автомобилей. Ярким примером автопроизводства полного цикла является китайский завод Haval, открытый в Тульской области. Наряду с цехами, выпускающими современные внедорожники и кроссоверы, здесь функционируют производства по созданию сопутствующих компонентов, в том числе автодвигателей.
Бытует мнение, что мелкоузловая сборка менее качественна, нежели сборка отвёрточная. Объясняется это тем, что непосредственной человеческой «ручной» работы в CKD заметно больше. Следовательно, риски, обусловленные человеческим фактором, при мелкоузловой сборке узлов и агрегатов будут гораздо выше.
Как и отвёрточная сборка, технология CKD позволяет обойти непомерные пошлины и акцизные сборы, взимаемые при ввозе в страну готовых автомобилей. Сэкономить получается и за счёт снижения транспортных расходов, особенно если номинальный объём всех необходимых комплектующих заметно меньше объёма готовой автопродукции.
SKD и/или CKD?
Часто производители начинают игру на авторынке той или иной страны с открытия предприятий SKD-сборки. Объясняется это элементарной проверкой спроса на выпускаемую продукцию, небольшими объёмами продаж, а также неподъёмными тратами на запуск предприятия полного цикла. Возрастание спроса становится стимулом для перехода предприятия от SKD к CKD-сборке, его трансформации в производство полного цикла. Так российский «АвтоВАЗ» планирует к 2025 году открыть предприятие по мелкоузловой сборке новых моделей LADA на основе китайских автомобилей сегмента С и D. Производство будет налажено на базе бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге.
Несмотря на то, что организация CKD-предприятий достаточно сложна и затратна, производства полного цикла имеют много преимуществ. Они в меньшей степени зависят от таможенных и логистических перипетий. За счёт предоставления большого количества рабочих мест часто они имеют заметные налоговые послабления от государства. Сотрудничество с локальными поставщиками компонентов позволяет заметно удешевить производство, а также напрямую влияет на процент возврата утильсбора. Чем больше доля «местного» труда при производстве машин, тем больше удастся вернуть средств. Работа на конвейер позволяет легко удовлетворить даже достаточно высокий спрос на автомобили, чего не скажешь о выпускающих возможностях предприятий по крупноузловой сборке.
Выводы
В зависимости от того, в каком состоянии нормо-комплект поставляется производителем на сборочное предприятие, применяется та или иная технология его сборки. В цеха, ориентированные на SKD-сборку, будущие автомобили поступают в виде отдельных крупных узлов. Их остаётся лишь собрать, как конструктор, и смонтировать в кузов. Зачастую крупноузловую сборку из-за её относительной простоты пренебрежительно называют «отвёрточной».
CKD-технология предполагает сборку автомобиля из отдельных мелких деталей и узлов. Недостающие комплектующие в данном случае можно приобрести у локальных производителей или создать силами собственных производственных мощностей. Мелкоузловая сборка допускает сварку кузова из отдельных частей и его последующую покраску. Как и в случае с крупноузловой технологией, CKD-сборка включает в себя не только непосредственное создание машины из определённого набора деталей, но и тщательный контроль выпускаемой автопродукции, её тестирование и обкатку на испытательном треке.