Стационарные автомобильные обогреватели не всегда справляются с поставленными перед ними задачами, особенно если машина эксплуатируется в суровых погодных условиях. Работая исключительно при включённом моторе, салонная «печка» на максимальных оборотах не только забирает на себя весомую часть заряда аккумуляторной батареи, но и заметно повышает расход топлива. Оптимальным решением для экстремальных российских зим является установка в машину дополнительных автономных отопителей. Сегодня расскажем, какие виды подобных устройств существуют, чем они различаются между собой, а также поясним, на какие критерии нужно ориентироваться автолюбителю при выборе отопителя.
Виды устройств
Все автомобильные отопители можно поделить на две большие группы – автономные воздушные и жидкостные.
Воздушные отопители
Водители чаще всего называют подобные устройства «автономкой» или «сухим феном». Воздушные отопители более популярны, нежели жидкостные. Ими оснащают легковые и грузовые автомобили, внедорожники и минивэны, а также автобусы. Они предназначены исключительно для прогрева воздуха внутри кабины, пассажирского отсека, грузового или багажного отделения. Салон прогревается сухим феном без запуска двигателя буквально за 20-30 минут даже во время сильных морозов. В автобусах и микроавтобусах (маршрутках) автономные воздушные «печки» дополнительно отапливают салон, позволяя делать поездки даже в лютые холода максимально комфортными. В тягачах «автономками» водители греют спальное место. Настоящим спасением они служат и во время простоя в ожидании загрузки или при поломке. В грузовиках и минифургонах с помощью «сухого фена» удаётся создавать особые температурные условия, которые требуются для перевозки важных грузов (лекарств, цветов и пр).
Воздушные отопители генерируют тепло самостоятельно за счёт сжигания жидкого топлива внутри камеры сгорания. По принципу работы они, действительно, во многом напоминают обыкновенный фен. С помощью насоса в камеру сгорания отопителя из общего бензобака подаётся топливо. В камере оно воспламеняется от свечи накаливания. Образующиеся в процессе раскалённые газы сильно нагревают теплообменник. Холодный воздух с силой нагнетается в устройство вентилятором. Проходя через «фен», воздушный поток нагревается о раскалённые рёбра теплообменника и уже в таком состоянии поступает обратно в салон через дефлекторы или воздуховоды. Продукты горения отводятся из кабины по жаропрочному рукаву в общую выхлопную систему.
В современных автомобилях воздушные отопители часто оснащаются электронной системой управления. На неё возложены следующие задачи:
- контроль расхода энергии и топлива;
- регулировка мощности устройства при разных режимах работы (быстрый прогрев/медленный прогрев/поддержание текущей температуры);
- общий контроль работы системы;
- запуск и остановка устройства в зависимости от заранее выставленных настроек или по команде с пульта дистанционного управления.
В среднем расход топлива на работу автономного воздушного отопителя салона составляет 0,15-0,22 л/час для двухкиловаттных устройств и не более 1л/час для «автономок» мощностью 8 киловатт. Расход электричества не превышает 40-50 Вт, однако, особо мощные модели могут забирать из бортовой сети до 180 Вт. Энергия расходуется на работу помпы, нагнетателя, создание искры в свече накаливания, а также на обслуживание самого блока управления. Столь незначительное энергопотребление делает «автономку» практически независимой от двигателя и других важных систем автомобиля.
Подбор воздушного отопителя должен производиться с учётом следующих критериев:
- вид используемого в работе топлива. Выделяют бензиновые и дизельные модели;
- напряжение питания. «Автономку» определённой модели обычно выпускают в двух вариантах – 12 В и 24 В. Первый вариант подразумевает питание устройства от бортовой сети легкового автомобиля. Второй подходит для подключения к более мощной сети автобусов, грузовиков, тягачей и спецтехники;
- теплопроизводительность. Для легковушек вполне хватает устройства с показателем 2 кВт, микроавтобусы обслуживают «автономки» теплопроизводительностью 2-5 кВт. Примерно такими же характеристиками (2-5 кВт) обладают «сухие фены» для грузовиков и фургонов. Прогреть воздух в салонном отсеке автобусов смогут устройства с производительностью тепла в 4-8 кВт. Указанным показателем в 2-8 кВт должны обладать и отопители для спецтехники.
Жидкостные отопители
Основной функцией жидкостного отопителя является предпусковой прогрев двигателя до рекомендуемой стартовой температуры. Благодаря этой процедуре удаётся оптимизировать работу мотора даже после продолжительной стоянки на сильном морозе, увеличивать срок службы деталей мотора и экономить топливо. После завершения предстартовой подготовки двигателя устройство переключается на подогрев воздуха внутри салона.
Жидкостные отопители монтируются как на легковые и грузовые автомобили, так и на автобусы, микроавтобусы и спецтехнику в непосредственной близости к двигателю, под капот. Благодаря такому расположению дополнительной «печки», исходящее от неё тепло параллельно решает проблему обледенения ветрового стекла и самого капота.
В качестве теплоносителя в данном типе устройств выступает охлаждающая жидкость двигателя, а не нагнетаемый в систему воздух. Основная магистраль отопителя врезается в систему водяного охлаждения автомобиля. К камере сгорания отопителя подводится горючее из топливного бака. В процессе сгорания топлива внутри камеры выделяется тепло. Охлаждающая жидкость, свободно циркулирующая через теплообменник, постепенно прогревается. Дополнительный насос прокачивает её через двигатель, где она отдаёт своё тепло маслу и деталям мотора. От жидкости нагревается также и радиатор основного отопителя салона. Как только температура двигателя и масла достигает показателей, способствующих щадящему запуску системы, тёплый воздух от отопителя при помощи вентилятора штатной «печки» начинает нагнетаться в кабину. По сути, стандартная салонная «печка» в этот момент функционирует автономно, при ещё незаведённом движке.
Жидкостные отопители обычно оснащены пультом дистанционного управления и таймером включения, что делает возможным удалённый предпусковой прогрев системы. На момент выхода водителя к машине двигатель уже готов к безопасному началу работы, а в салоне созданы комфортные условия для поездки.
Жидкостные отопители особенно популярны у владельцев дизельных ТС. Ведь даже при небольшом минусе двигатели, работающие на данном виде топлива, могут испытывать проблемы с запуском. Кроме того, у «дизелей» жидкостные отопители весьма востребованы в качестве дополнительного источника тепла внутри салона при движении автомобиля в плотном потоке. Объясняется это тем, что выделяемого дизельным мотором тепла может попросту не хватать на полноценный прогрев внутреннего пространства машины.
Расход топлива у жидкостного отопителя равен около 0,6 л/час. Прогрев двигателя и нагнетание тёплого воздуха в кабину предполагает потребление до 7-10 кВт энергии, что при длительной эксплуатации в сильные морозы (в холодную зимнюю ночь, например), способно значительно разрядить АКБ. Выхлопные газы, образующиеся при работе устройства, утилизируются через общую выхлопную систему.
Заключение
Главной отличительной чертой автономных автомобильных отопителей является возможность их функционирования даже при заглушённом двигателе. При этом топлива они тратят намного меньше, чем расходует мотор, работая то же время на холостом ходу. Компактные и надёжные, за холодный сезон они позволяют сэкономить до 100 литров горючего. Многими из них можно управлять дистанционно, через пульт, что делает эксплуатацию устройств максимально удобной.
Жидкостный отопитель изначально задействован в предпусковом прогреве двигателя, поддержании оптимальной его температуры для безопасного старта. Прогрев кабины для него является второстепенной задачей. Функция воздушной «печки» – обогрев салона, грузового или багажного (в зависимости от специфики деятельности) отсека.
«Сухие фены» полностью автономны, компактны, имеют элементарную схему подключения. Жидкостные отопители напрямую взаимодействуют с охлаждающей системой машины, а значит, абсолютно независимыми устройствами их назвать не получится. Монтаж их более сложен.
Воздушные отопительные устройства из-за меньшего расхода топлива и, соответственно, сниженного выброса выхлопных газов, признаются более экологичными, нежели жидкостные.
Потребляя меньше энергии воздушные отопители не могут разрядить аккумулятор. Для работы жидкостных моделей требуется в разы больше тока, а потому при постоянной их работе в суровых погодных условиях заметно повышается риск полной разрядки батареи.