Ремни, наряду с эйрбэгом и усиленной структурой кузова, являются важным звеном системы пассивной безопасности машины. Сегодня поговорим о конструкции и функциях этого приспособления, существующих типах аксессуаров, а также расскажем, что допустимо, а что категорически запрещено делать с ремнями безопасности в ходе их эксплуатации.
Виды
Существуют две классификации ремней безопасности. Согласно первой, данные автоаксессуары делятся на инерционные и безынерционные. В рамках второй классификации учитывается число точек крепления ремня к кузову. Здесь можно выделить двухточечные, трёхточечные и многоточечные устройства.
Инерционные и безынерционные модели
Принципиальным отличием безынерционных ремней безопасности является отсутствие у них катушки, помогающей автоматически регулировать длину ленты. Поэтому делать это приходится вручную, что, прежде всего, неудобно. Кроме того, человек не всегда может верно настроить и зафиксировать длину ремня, а это влечёт за собой проблемы с безопасностью. Ведь слабое натяжение ленты не обеспечивает должной фиксации тела на сиденье в критических дорожных ситуациях. Следовательно, и весь смысл пристёгивания сводится к нулю. Современные автомобили уже давно не оснащаются безынерционными ремнями безопасности.
На смену им пришли более совершенные и удобные приспособления – ремни инерционные. Благодаря катушке, закреплённой обычно на стойке кузова, длина такого ремня регулируется автоматически. В неактивном состоянии лента оказывается смотанной на саму катушку. Она не мешает водителю и не пачкается. Отметим, что безынерционные ремни после отстёгивания обычно откладывались на сиденье или же в зону рядом с ним.
Увеличить длину инерционного ремня достаточно просто, стоит лишь аккуратно, без рывков потянуть его из катушки. Все излишки ленты подкрутятся обратно автоматически, создав необходимое натяжение лямки.
Двух-, трёх- и многоточечные модели
Двухточечные ремни безопасности сейчас можно увидеть в основном в пассажирских самолётах или в ретро-автомобилях. В современных машинах они практически не устанавливаются. Фиксируются двухточечные ремни на поясе, хотя раньше существовали модели с креплением на бёдрах или от бедра к противоположному плечу по диагонали. Двухточечные ремни, безусловно, способны фиксировать тело человека на сиденье, но делают они это не так надёжно, как приспособления с тремя и более точками крепления. При попадании машины в аварию пассажир, пристёгнутый двухточечным ремнём безопасности, удерживался в кресле, не вылетал в стекло, его не бросало бесконтрольно по салону. Однако, сопутствующими травмами практически всегда выступали смещение позвонков и паралич конечностей.
Трёхточечными ремнями сегодня оснащаются практически все автомобили. Сочетающие в себе плечевой и поясной ремень, они удобны в использовании, надёжно фиксируют человека во время движения и в экстренных ситуациях. К кузову приспособление крепится, как понятно из названия, в трёх локациях. Единый кусок ленты оснащён свободно перемещающейся пряжкой, которую легко пристёгивать к замку и отстёгивать от него. В момент аварии усилие торможения распределяется по трём зонам – по поверхности груди, плеч и бёдер. Благодаря этому сила удара заметно смягчается. Впервые трёхточечные ремни были установлены в автомобилях Volvo в 1954 году. На сегодняшний день они признаются золотым стандартом средств пассивной безопасности в легковых автомобилях по всему миру. Ими оснащаются не только передние, но и задние сиденья машины.
Нельзя упускать из виду тот факт, что трёхточечные модели ремней рассчитаны на взрослого человека среднего роста. Если рост водителя или пассажира ниже 150 см, при его пристёгивании могут возникнуть трудности. Лента ремня будет размещаться слишком высоко по груди человека, а иногда и вовсе съезжать в район его горла. Данная проблема решается переносом точки промежуточного крепления устройства или же использованием специальных накладок на сиденье, бустеров (если речь идёт о перевозке ребёнка) и даже адаптеров, в народе именуемых «треугольниками», мягко уводящими лямку от шеи пассажира.
Многоточечными, имеющими до шести точек крепления, ремнями безопасности укомплектовывают гоночные машины. Вкупе со специальными сиденьями-«ковшами» они обеспечивают максимальную фиксацию водителя или ассистента во время заезда, особенно на поворотах, когда тело испытывает наибольшую перегрузку. Внешне такие модели напоминают ремни, используемые в детских автокреслах, но вес их значительно меньше. Крепятся они как непосредственно к кузову машины, так и к её каркасу безопасности.
Функции
Задачей ремней безопасности является удержание человека (водителя/пассажира) в сиденье во время экстренного торможения, резкого удара о препятствие в момент аварии или даже переворота машины.
В момент срабатывания блокировки ремни немного растягиваются, поглощая энергию движущегося по инерции человека. Это позволяет пусть и незначительно, но замедлить «опасный полёт» седока, распределить энергию торможения более равномерно и эффективно, а по факту – снизить силу удара.
Кроме того, именно пристёгнутый ремень становится гарантией максимально корректного взаимодействия с раскрывшейся подушкой безопасности. Человек в момент контакта с эйрбэгом будет находиться в автокресле в достаточно эргономичном положении. Следовательно, и риск получения им вторичных травм будет сведён к минимуму. Если подушек безопасности в машине не предусмотрено, фиксация ремнём поможет защитить водителя и пассажиров от столкновения с деталями интерьера машины, с потолком и с другими пассажирами.
Автомобильные ремни безопасности могут выполнять и функцию крепёжных строп при перевозке в салоне крупногабаритных предметов. Ими, например, допустимо пристегнуть размещённое на сиденье крупное комнатное растение в горшке или же коробку. Главное, чтобы пряжка на момент перевозки была вставлена в замок. В противном случае приспособление окажется бесполезным. Использовать ленту в качестве верёвки и завязывать её на узел более, чем опрометчиво.
Устройство и принцип работы
Конструкция трёхточечного ремня безопасности включает в себя следующие элементы:
- непосредственно лента;
- инерционная катушка со встроенными механизмами возврата и блокировки, а иногда и с преднатяжителем ремня;
- промежуточное крепление-петля;
- замок;
- запирающая пряжка.
Ленты ремней в настоящее время производятся из 100%-ного полиэстера. В отличие от ранее используемого нейлона, он меньше растягивается, медленнее изнашивается, а также имеет бОльшую прочность на разрыв. Обрезку лент на заводе выполняют горячей нитью, что исключает распускание края материала даже при длительной эксплуатации.
Длину ремня можно увеличить плавным вытягиванием его из катушки. Последняя оснащена механизмом возврата со спиральной пружиной внутри барабана. При разматывании ленты пружина туго затягивается. Именно стремление пружины как можно быстрее вернуться в исходное положение обеспечивает необходимое натяжение лямки на теле человека. Это же стремление позволяет быстро сматывать ремень обратно на катушку после его отстёгивания от замка.
Если происходит резкий рывок ремня, характерный при экстренном торможении или при аварийном ударе, стопор катушки надёжно фиксирует ленту, не давая ей увеличиваться в длине. Тем самым удаётся крепко зафиксировать человека в сиденье. В подобных ситуациях задействован уже механизм блокировки. Он включает в себя инерционное подпружиненное колесо, связанное с осью катушки. Внутри кольца размещены зубчатый венец и система фиксаторов. При сильном рывке ремня инерционное колесо блокирует вращение оси катушки, предотвращая тем самым раскручивание/удлинение ленты. Если вытягивать ремень постепенно и аккуратно, зубчатый венец кольца без проблем ослабляет сцепление с фиксаторами, не препятствуя увеличению длины ремня. Изменяя натяжение внутренней пружины механизма, можно вручную регулировать порог срабатывания стопорной системы в целом.
Совершенствование системы
В некоторых трёхточечных моделях катушка дополнительно оснащена преднатяжителем (иногда двумя) ремня. Внутри него имеется пиропатрон, который срабатывает ровно в тот момент, когда с датчика удара поступает тревожный сигнал. Внутри пиропатрона сбрасывается газ, который под давлением нажимает на поршень. Последний тянет за собой тросик, за ним резко поддаётся и сам ремень. Дополнительно сокращаясь в длине буквально на пару сантиметров, лямка быстрее и крепче фиксирует человека на сиденье. В свете озвученного можно понять, насколько опасным является использование зажимов и скоб, призванных ослабить давление ленты ремня на грудь. Обеспечивая водителю или пассажиру временный комфорт (более лёгкое дыхание, не помятая ремнём одежда), такие устройства в экстренных дорожных ситуациях могут попросту отнять у него здоровье и даже жизнь.
В идеале пиропатрон преднатяжителя ремня всегда работает в связке с пиропатроном подушки безопасности. Первый, как мы уже говорили, запускает небольшое сокращение и последующую блокировку ленты, второй даёт старт раскрытию подушки. При этом ремень с преднатяжителем срабатывает на опережение. В момент, когда эйрбэг принимает рабочее состояние, человек уже оказывается надёжно зафиксированным в относительно правильном, безопасном положении.
Следует помнить, что пиропатрон преднатяжителя является одноразовым. Поэтому после попадания машины в ДТП ремни безопасности обязательно необходимо заменить новыми.
Размещение в салоне
Трёхточечный ремень безопасности фиксируется внутри салона автомобиля в следующих локациях:
- первая точка – участок пола в районе стойки кузова. Сюда крепится инерционная катушка, на которую в неактивном положении намотана лента;
- вторая точка – стойка кузова. В этой зоне устанавливается промежуточное крепление в форме петли, через которую и протягивается ремень. Высоту, на которой крепится петля, можно менять в зависимости от габаритов машины и роста седока. Если формфактор машины не предполагает наличие стойки (как например, в кабриолетах или купе), лента подаётся специальным приводом сзади или же выходит непосредственно из-за сиденья;
- третья точка располагается с той стороны сиденья, которая противоположна первой и второй зоне крепления устройства. Здесь крепится замок ремня, в который будет вставляться ременная пряжка.
Замена
В отличие от многих автомобильных аксессуаров ремни безопасности не требуют сезонной замены. Обновлять их принято лишь при сильном износе или значительном повреждении. Отмашкой к проведению процедуры может послужить не только видимое нарушение целостности ленты, наличие торчащих из неё нитей, но и несвоевременное или же вовсе отсутствующее срабатывание стопора катушки, а также неполное защёлкивание пряжки в замке.
Сменить ремни в обязательном порядке стоит и после попадания машины в ДТП. Это требование объясняется тем, что пиропатрон преднатяжителя, как мы уже писали, является одноразовым. Единожды отработав, он подлежит замене. Да и сама лента после экстренного растяжения не всегда способна восстановить заводские параметры эластичности.
Пристегните ремни!
Правила дорожного движения (п. 2.1.2) обязывают водителя и пассажиров автомобиля (вне зависимости от ряда занимаемых ими сидений) во время передвижения использовать ремни безопасности. При перевозке детей в возрасте с 7 до 12 лет разрешается использование как полноценных автокресел, так и бустеров, допустимо даже отсутствие специализированных удерживающих устройств в принципе. Однако, никаких послаблений относительно пристёгивания юных пассажиров ремнём не подразумевается. Правило это остаётся принципиальным и неизменным, так как оно позволяет обеспечить безопасность как самого ребёнка, так и находящихся с ним в салоне людей.
За езду в непристёгнутом виде или же перевозку не пристёгнутых ремнями безопасности пассажиров автолюбителю грозит реальная административная ответственность (п.12.6 КоАП РФ) в виде наложения штрафа. До недавнего времени размер его составлял 1 000 и 500 рублей соответственно. С 1 января 2025 года нарушителю придётся пополнить казну уже на 1 500 рублей. При этом, как и прежде, ответственность за пассажира, проигнорировавшего ремень, возлагается на водителя транспортного средства. О том, как изменились штрафы за пренебрежение ПДД в наступившем году, можно почитать в нашей статье.
Не забывайте, что езду без ремней безопасности вправе фиксировать не только непосредственно инспектор госавтоинспекции, но и дорожные камеры. Если обозначенное нарушение ПДД зафиксировано в течение одного дня, но в разное время на разных участках дороге разными камерами, «писем счастья» автолюбителю придёт сразу несколько. Что примечательно, каждое из них будет иметь законную силу.
Почему это так важно?
Чтобы сидящий на переднем сиденье пассажир или же сам водитель получил серьёзный удар о лобовое стекло или же приборную панель машины, иногда достаточно всего одного резкого торможения. Отсутствие фиксации в кресле заметно увеличивает риск получения человеком как первичных, так и вторичных травм разной степени тяжести.
Ситуацию усугубит ещё и то, что при непристёгнутом ремне никогда не сработает подушка безопасности. Это изначально продумано создателями системы пассивной безопасности машины. Ведь раскрытие эйрбэга относительно не зафиксированного в правильном положении седока может нанести здоровью последнего достаточно серьёзный вред.
Не менее трагично будут разворачиваться события и в том случае, если водитель фактически не пристегнулся, но в замок ремня вставил специальную заглушку. Блок безопасности не может отличить её от ременной пряжки. Система думает, что ремни, действительно, пристёгнуты. Во время удара или резкого торможения преднатяжитель ремня срабатывает вхолостую. Фиксации человека по понятным причинам не происходит, но при этом подушка безопасности открывается и с достаточной силой ударяет седока встречным движением. Если удар буквально сносит человека в сторону стойки, пострадавший получает об неё второй, столь же сильный удар. О последствиях подобных травм рассуждать не совсем корректно, можно лишь отметить, что они весьма плачевны.
Изменение конструкции и замена типов ремней
Недопустимо не только игнорировать наличие в машине ремней безопасности, но и самостоятельно изменять их конструкцию или же использовать аксессуары того типа, который не соответствует изначально заявленному автопроизводителем. Любые доработки системы пассивной безопасности, официально не оформленные и не внесённые в ПТС, грозят выписыванием штрафа в 500 рублей и получением предписания вернуть машину к заводскому состоянию. Если требования сотрудника ведомства останутся без внимания, а водитель продолжит передвигаться на машине с неузаконенными изменениями, транспортное средство просто снимут с регистрации.
Тюнинг
А вот запрет заменять штатные ремни аналогичными моделями с цветными полиэстеровыми лентами нигде официально не прописан. Однако, если автовладелец решит таким образом дополнить дизайн салона своей машины, обращаться ему стоит лишь к профессионалам своего дела. Ведь только они могут дать гарантию как на выполненную работу, так и на качество использованных в процессе расходников.
Тюнинг ремней безопасности предполагает исключительно замену самой ленты ремня на подобную цветную, характеристики которой полностью совпадают с заводскими. Мастер аккуратно демонтирует обшивку в местах крепления ремня, снимает катушку, заправляет в неё новую ленту и производит обратную установку устройства. Ответственный специалист стремится к соблюдению требований безопасности, а потому использует в работе специальный станок (в противовес обычным ножницам). Сам разрез ленты, как и на заводе, осуществляется горячей нитью, что позволяет предотвратить осыпание края ремня. Закрепление новой ленты производится с помощью паяльного инструмента, что также обеспечивает должный уровень прочности аксессуара. После замены ремня катушка устанавливается на прежнюю локацию. Обновлённый ремень в обязательном порядке проходит компьютерное тестирование на прочность и растяжимость. Никаких функциональных изменений в конструкцию элемента пассивной безопасности во время тюнинга не вносится, а поэтому получить штраф за цветные ремни в принципе невозможно.
Цветные ремни безопасности способны дополнить оригинальный дизайн автомобиля или, например, добавить яркую нотку, контрастирующую с общим лаконичным оформлением машины. Впрочем, некоторые автолюбители прибегают к установке подобных аксессуаров не из эстетических предпочтений, а для того, чтобы было проще уговорить детей ездить пристёгнутыми. Вариант вполне рабочий. Однако, ставить вопрос пристёгивания в зависимость от детских капризов в принципе неправильно. Требование быть пристёгнутым во время движения – это не прихоть законодателей, родителей, сотрудников ГАИ и пр. Это жизненно важная необходимость, обязанность всех (не только юных) пассажиров, способная без преувеличения сохранить их жизнь.
Правила эксплуатации
Принципиально важно не просто пристёгиваться ремнём безопасности перед началом движения, но и делать это правильно.
В случае с безынерционными ремнями главной неприятностью может стать некорректно отрегулированная их длина. В идеале между телом человека и непосредственно лямкой ремня должно проходить 2-3 пальца.
Оптимальной работе инерционных ремней может помешать неверно выбранная высота крепления аксессуара к кузову, когда лента проходит не по плечу и груди человека, а располагается буквально на его шее. Решить эту проблему поможет как перенос крепления промежуточной петли, так и использованием накладок на сиденье или бустера, если пассажиром выступает ребёнок от 7 до 12 лет ростом ниже 150 см.
Важно не допускать перекручивания ленты ремня. Следить стоит и за тем, чтобы бляшка была защёлкнута в соответствующий замок. В противном случае говорить о безопасности пристёгнутого водителя или пассажира не приходится.
Уход
Чтобы сохранить достойный внешний вид аксессуара, а также продлить срок его службы, старайтесь соблюдать следующие рекомендации по уходу:
- оградите замок устройства от попадания в него влаги и инородных предметов;
- периодически чистите ячейку замка с помощью пылесоса. Не повредит эта процедура и самому ремню;
- своевременно очищайте ленту от налипших на неё грязи и жира. Для этого необходимо вытянуть ремень из катушки на максимальную длину и зафиксировать его от сворачивания специальным зажимом или обычной прищепкой. Затем нужно промыть полотно ленты мыльным раствором и дать ему полностью высохнуть.
Краткие выводы
Автомобильные ремни – важнейший элемент системы пассивной безопасности транспортного средства. Главной их функцией является надёжная фиксация человека на сиденье в момент резкого торможения, опрокидывания кузова, столкновения его с препятствием и т.п.
Самым распространённым типом ремней безопасности сегодня являются инерционные трёхточечные ремни. Ими оснащаются практически все современные автомобили. В экстренной дорожной ситуации устройства удерживают человека на сиденье в более или менее эргономичном положении, распределяя ударную нагрузку при столкновении или же силу инерционного движения седока по трём направлениям – в районе плеча, груди и бедёр. Тем самым аксессуару удаётся заметно погасить силу направленного удара, а также минимизировать его последствия.
Разрешена регулировка ремней по длине, скорости блокировки катушки, высоте крепления к корпусу машины. Ремни можно и нужно периодически заменять. Не возбраняется и тюнинг самих полиэстеровых лент. При этом замена ремней на аналогичные аксессуары другого типа строго запрещена. Недопустимо и игнорирование ремней безопасности при передвижении на автомобиле. В настоящее время штраф за езду в непристёгнутом виде, как водителя, так и пассажира, составляет 1 500 рублей. Если без ремня во время движения окажется ребёнок, автолюбителю придётся пополнить государственную казну уже на 3 000 рублей.