Тонировка стёкол уже давно стала привычной опцией, которая полностью себя оправдывает и без которой оснащение автомобиля можно считать неполным. Поэтому неудивительно, что некоторые модели машин имеют затемнённые окна уже по выходу с конвейера. Так для чего же в принципе нужна тонировка, какой она бывает, существуют ли какие-либо нормы относительно её интенсивности, и что будет, если эти нормы нарушить? Обо всём этом мы расскажем в сегодняшней статье.
Для чего тонировать автостёкла?
Автомобильная тонировка имеет важное практическое назначение – через «затемнённые» стёкла не проходит яркий солнечный свет, а также вредное ультрафиолетовое и ИК-излучение. Благодаря ей, глаза водителя надёжно защищены и от слепящего света встречных фар. Салон тонированного авто нагревается и выцветает заметно меньше и медленнее.
Тонировка спасает от излишнего внимания посторонних. Касается это, как ни странно, не только находящихся в автомобиле людей, но и содержимого салона в целом. В машине с тёмными стёклами не так страшно при необходимости оставить ценные вещи, ведь с улицы их будет практически не видно. А долго и упорно высматривать «добычу», тем самым привлекая к себе внимание, падкие на чужое имущество люди вряд ли осмелятся.
Тонировка является важнейшим элементом автомобильного тюнинга. Она помогает заметно преобразить внешний вид машины, добавить индивидуальности и стиля, выделив авто в общем потоке. При этом затраты на её установку в сравнении с другими способами «прокачки» вполне адекватны.
Какой может быть тонировка?
Принято выделять штатную (заводскую) и дополнительную тонировку. Штатной называют ту, что наносится на стёкла в процессе их производства. Технически это делается или путём добавления в стеклянную массу специального затемняющего вещества, или посредством проклейки тонерной плёнки между слоями стекла. Решение о нанесении дополнительной тонировки каждый автовладелец принимает самостоятельно, ориентируясь на собственные запросы и финансовые возможности.
Виды дополнительной тонировки
На сегодняшний день основными способами дополнительного «затемнения» автостёкол являются:
- «умная» или электронная тонировка. Самый дорогой и самый технически сложный метод. Он предполагает установку в транспортное средство электронной системы, позволяющей водителю самостоятельно менять степень затемнения стёкол. Для этого ему не требуется никакой магии, достаточно нажатия кнопки на пульте управления. Процесс монтажа, как и при необходимости демонтажа «смарт-стекла» очень трудозатратный.
- напыление. Специальный тонировочный состав напыляется на поверхность стёкол равномерным, очень тонким слоем. Это позволяет добиться высокого уровня защиты от ультрафиолетового света и ИК-излучения. Подобная тонировка устойчива к механическим повреждениям, однако, демонтировать её без повреждения стекла не получится. Сам процесс весьма дорогостоящий, так как предполагает использование специального оборудования;
- съёмная тонировка. Она представляет собой лист прозрачного материала строго заданных размеров (по форме самого стекла), на который наклеена тонировочная плёнка. Его просто прижимают к автомобильному стеклу, снизу вставляя в пазы уплотнителя опускного стекла, а сверху фиксируя обычным двусторонним скотчем. Недорогая, простая в применении (легко устанавливается и демонтируется), долговечная съёмная тонировка весьма популярна среди тех водителей, кто хочет всегда «оставаться на стиле», но при этом не готов нести административную ответственность за «превышение тона».
- плёночная тонировка. Приклеивание на стёкла автомобиля затемняющей плёнки очень востребовано. Причиной тому является широкий ассортимент плёнок на любой вкус и кошелёк, простота их установки и демонтажа, а также доступные цены. Плёнка подбирается с учётом требуемого функционала: атермальные не допускают перегрева и выгорания салона, не затемняя его, окрашенные или имеющие рисунок служат больше эстетическим целям, металлизированные, помимо очевидного затемнения, обеспечивают ещё и надёжную защиту от УФ- и ИК-излучения.
Допустимые нормы
Тонировка автомобильных стёкол, будь то штатная или самостоятельно нанесённая, должна соответствовать требованиям ГОСТ 33997. В документе подробно прописан допустимый процент затемнения ветрового стекла и боковых передних стёкол.
Ветровое или лобовое стекло в обязательном порядке должно пропускать не менее 75% света. Для передних боковых стёкол этот показатель составляет не менее 70%. Стоит отметить, что ни одно автомобильное стекло, даже абсолютно новое, не пропускает 100% света. Тесты показали, что этой цифры можно достичь только в условиях лаборатории. В реальной жизни даже у только что вышедшей с конвейера машины стекло пропускает максимум 95%. Добавьте к этому естественное помутнение материала, которое наступает в процессе эксплуатации из-за появления микроцарапин на его поверхности. Об этом моменте стоит помнить, выбирая желаемую степень «затемнения» машины. Вполне вероятно, что результат тонировки по факту окажется более интенсивным, нежели задумывался, а это вряд ли устроит сотрудников ГИБДД.
Для переднего стекла допускается нанесение тонированной полосы шириной до 20 сантиметров в строго утверждённом для этого месте. Уровень светопропускания полосы инспекторами обычно не проверяется.
Какие-либо ограничения на затемнение заднего стекла автомобиля и боковых стёкол второго ряда в ГОСТе отсутствуют. Это позволяет без риска для кошелька «закатывать» их в плёнку с самой низкой светопропускной способностью.
Почему же контроль степени тонировки стёкол столь критичен? Прежде всего, неправильно подобранная или неграмотно проведённая тонировка стёкол заметно ухудшает обзор водителя, особенно в тёмное время суток или в пасмурную погоду Это напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Тонировка, не соответствующая прописанным в ГОСТе нормам, также мешает адекватной и безопасной работе сотрудников ГИБДД. Останавливая автомобиль, инспектор должен хорошо различать, что происходит внутри его салона, кто находится за рулём конкретно в момент задержания транспортного средства, нужна ли помощь находящимся в салоне пассажирам. Сделать это, когда в машине очень тёмные стёкла, не представляется возможным.
Проверка уровня тонировки
Уровень светопропускания замеряется при помощи сертифицированного прибора – тауметра. Он состоит из портативного источника света и считывающего приёмника с измерительным блоком. Датчики тауметра крепятся непосредственно на стёкла машины. Светоиспускающий элемент фиксируется с наружной стороны автостекла, а приёмник – с внутренней. Количество света, свободно прошедшего через тонировку, отображается в процентах.
Водитель вправе проверить наличие у сотрудника ГИБДД сертификата на конкретный измерительный прибор, убедиться в целостности тауметра и отсутствия на его приёмнике дополнительно затеняющих наклеек или очевидных загрязнений, которые могут исказить результат проверки.
Сама процедура может проводиться в любое время суток. Относительная влажность воздуха, прописанная в рекомендациях по использованию прибора, должна быть в диапазоне 40-80%. Оптимальной для работы тауметра признаётся температура воздуха в пределах от +15℃ до +25℃.
Если водитель не согласен с результатами проверки, он вправе потребовать повторного проведения процедуры с привлечением двух понятых.
Наказание за несоответствие требованиям
На сегодняшний день штраф за тонировку не по ГОСТу, согласно ст. 12.5 КоАП РФ, составляет всего 500 рублей. Кроме того, инспектор выдаёт водителю предписание на устранение зафиксированного нарушения. Обычно на выполнение последнего отводится 10 дней. Если водитель проигнорирует замечания инспектора и не устранит проблему в обозначенный срок, при повторном задержании ему придётся снова заплатить штраф в размере 500 рублей. Наказанием за невыполнение предписания сотрудника полиции станет уже новый штраф в размере 500-1000 рублей или же арест до 15 суток.
Можно ли избежать наказания, сняв тонировку по требованию инспектора прямо на месте задержания? В этом случае удастся избежать только выдачи предписания согласно ст. 19.3. КоАП. Инспектор ограничится лишь устным предупреждением. А вот штраф за зафиксированное нарушение заплатить всё же придётся.
Полностью избежать ответственности возможно, только если вы используете съёмные тонировочные элементы. Главное условие – успеть убрать их от стекла до того, как инспектор начнёт проводить замеры светопропускания. Стоит ли «усиленная», пусть даже съёмная тонировка постоянного страха проверок и подвергания опасности всех участников движения, каждый водитель должен решить для себя сам.
Как правильно снять тонировку?
Иногда водителям приходится снимать тонировку максимально оперативно, своими силами, без обращения в сервис. Часто причиной тому становится нежелание нести ещё большую ответственность за зафиксированное инспектором правонарушение.
Снимать тонировку несложно: нужно лишь зацепить краешек плёнки и потянуть её на себя. Но делать это нужно максимально аккуратно. Во-первых, так удастся провести процедуру быстро, «в один подход». Плёнка сойдёт целиком, и не придётся сдирать оставшиеся её куски при помощи лезвия и мыльного раствора. Во-вторых, это позволит не нарушить целостность нитей накаливания стекла с обогревом, и не повредить, например, радиоантенну.
Выводы
Тонировка стёкол – недорогой и весьма удобный способ сделать вождение автомобиля более комфортным и безопасным. С помощью неё можно также выделить автомобиль из общего потока, подчеркнув собственную индивидуальность. Тонировка может быть штатной, т.е. наносимой уже на заводе, и дополнительной, наносимой самостоятельно. Последняя осуществляется путём напыления тонирующего состава, установкой сложной электронной системы, наклеивания плёнки или чисто механическим прикладыванием затонированного материала к автомобильному стеклу. Самым востребованным методом является тонировка плёнкой.
Какой бы вид тонировки не был выбран автовладельцем, она должна соответствовать нормам ГОСТа. В противном случае водителю придётся нести реальную административную ответственность. Допустимые значения затемнения, прописанные для лобового, заднего и боковых стёкол, заметно различаются. Требования к степени тонировки выдвигаются с целью обеспечения безопасности всех участников движения.